Воспоминания о детстве и юности. 10.2. Нынешнее поколение будет жить при коммунизме
Тезис: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме» был закреплен в третьей Программе КПСС, принятой на ХХII съезде партии (октябрь 1961 г.). В программе утверждалось, что к 1980 г. в СССР будет, в целом, построено коммунистическое общество. Было намечено выйти к этому времени на первое место в мире по уровню производительности труда и выпуску продукции на душу населения, по уровню жизни. Через 20 лет предстояло свести к минимуму или совсем отменить все товарно-денежные отношения в экономике, преобразовать «социалистическую государственность в общественное коммунистическое самоуправление», воспитать «нового человека», соответственно высоким нравственным идеалам, прописанным в моральном кодексе строителя коммунизма.
Предполагалось, что достаточно быстро отомрут все проявления частной собственности на бытовом уровне, а потому люди должны ездить на общественном транспорте или брать автомашины на прокат, а не приобретать их в личное пользование, отдыхать в домах отдыха, а не на личных дачных участках и т.д. Все это должно было воспитывать в людях стремление к всеобщему равенству и коллективизму. Ожидалось, что к 1980 г. ряд продуктов питания будет распределяться бесплатно, бесплатно станет проезд в общественном транспорте, проживание в муниципальном жилье и т.п. Эти и другие представления экономического примитивизма, заложенные в программе, должны были усилить веру людей в светлые идеалы, вызвать подъем энтузиазма широких слоев населения.
Но эти тезисы не в состоянии были заставить людей верить в светлые идеалы, даже наоборот порождали глубокие сомнения в том, что они вообще заслуживают доверия.
Повышению производительности труда противостояла сама социалистическая система производства, которую можно проиллюстрировать наглядным примером.
Токарь киевского завода «Красный экскаватор» В. Семинский разработал и внедрил комплексный метод скоростной обработки металлов, позволивший в 10 раз повысить производительность труда. Он разработал новые режимы резания металла, усовершенствовал геометрию резцов, благодаря чему достиг высочайшей производительности труда. Внедрение только 37 его предложений дало предприятию около 300 тыс. руб. экономии. Уже в 1946 году токарь-новатор завершил свой пятилетний план, а к концу пятилетки выполнил 23 годовых задания. В 1950 году В. К. Семинский был удостоен Государственной премии СССР третьей степени (50000 рублей, между прочим, солидная сумма!). Вместо внедрения новаторских предложений в производство, организации обучения работников скоростным методам обработки металла были повышены нормы выработки, что привело к снижению заработной платы рабочих и их общему недовольству. Это не способствовало заинтересованности трудовых коллективов в рационализаторской и изобретательской деятельности в интересах повышения производительности труда. Ценное предложение рабочего могло привести к сокращению рабочих мест и привлечению высвободившихся работников к работе на других участках, благо в этот период безработица в СССР не грозила, а наоборот ощущалась острая нехватка рабочих мест как в городе, так и на селе. А ленинский лозунг: «Производительность труда это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» остался только на бумаге и не нашел своего достойного места в социалистическом обществе.
Большое сомнение вызывала в нашем сознании и задача воспитания в короткие сроки «нового человека», соответствующего высоким нравственным идеалам в условиях непрерывного воздействия буржуазной идеологии на сознание молодежи.
Сейчас мне представляется довольно очевидным, что к крушению задач воспитания в короткие сроки «нового человека» привело прежде всего перерождение партийно-государственной номенклатуры, так называемой элиты советского общества. Номенклатура лишилась кровной, ментальной и духовной связи со своим народом, перестала быть выразителем его чаяний, замкнулась в своих интересах. Высшие слои советского общества и советский народ к тому времени имели все черты двух разных народов (иные традиции, другие ценности и т.п.).
Номенклатура пользовалась привилегиями в снабжении товарами и продуктами, в том числе дефицитными — т.н. спецраспределители и «столы заказов». Представители номенклатуры могли приобретать (нередко по многократно заниженной цене) недоступные для остального населения товары. Отдельным и более качественным было медицинское обслуживание. Номенклатура имела специальные поликлиники, больницы и санатории, оснащенные по последнему слову медицинской техники, с высококвалифицированными специалистами, подчинявшимися 4-му главному управлению Министерства здравоохранения СССР, в народе прозванному «четвёркой».
При Хрущеве в СССР сложился классический тип привилегий члена элиты (номенклатурной единицы) с определенными ограничениями. Под запретом оказывалась только совсем уж наглая, бьющая в глаза роскошь. Номенклатурщик имел право на загородный дом, роскошную квартиру, крупную дачу, машину-иномарку, жалование, возможность поездок за рубеж. Плюс всяческий элитный отдых, билеты в театр на хорошие места.
Всеми этими благами пользовались представители высшей категории элиты: члены Президиума, Совмина, ЦК. Именно они жили при коммунизме. Примерно на такое же качество жизни мог рассчитывать генералитет армии и спецслужб (райская группа, представители которой не уходили на пенсию, а до последних дней своей жизни оставались в кадрах и пользовались всеми благами), членкоры и академики РАН, возможно, часть чиновников аппарата этих структур. Эшелоны партийной номенклатуры, идущие ниже, легально могли вести лишь значительно более скромный образ жизни, неотличимый от достатка многих инженеров, промышленных работников с их высокими зарплатами. А нелегально номенклатурщики этой группы выравнивали свое положение с элитой за счет хищения общественной собственности, стяжательства, взяточничества. Это не могло остаться незамеченным. Но благодаря круговой поруке все эти негативные явления скрывались. Принцип: «рука руку моет» стоял в основе их взаимоотношений. Элитная группа расширялась в связи с дефицитами продовольствия и товаров за счет представителей торгового сектора (директоров баз, магазинов и т.п.).
Общество все больше разделялось на две группы: серую массу, которая объединяла производителей материальных благ (рабочий класс и колхозное крестьянство), хозяев страны, согласно Конституции СССР, и номенклатурную элиту с обслуживающим её окружением слуги народные.
Номенклатура все больше отдалялась от народа и замыкалась на себя. И дальнейшее развитие советского общества подтвердило, что данная тенденция была реальностью. Высшие слои советского общества постепенно уклонялись от заботы о народе, прекратили быть его частью, приобрели черты инородного, паразитирующего на народном теле, организма. Не будь в словах, так называемых либералов и демократов - архитекторов перестройки и развала СССР, доли правды, скорее всего, не произошло бы катастрофических метаморфоз периода перестройки, вызвавших развал Союза Советских Социалистических Республик.
Согласно утверждениям классиков марксизма-ленинизма, коммунистическая мораль формируется в постоянной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого в решительной борьбе с такими ее антиподами, как тунеядство, хищение общественной собственности, безыдейность, стяжательство, взяточничество, клевета, пьянство, хулиганство и т.п.
Формирование нового человека происходит в неразрывной связи с созданием материально-технической базы коммунизма и совершенствованием социалистических общественных отношений, постепенным перерастанием их в коммунистические отношения. Оно совершается в общественно-преобразующей деятельности людей, строящих коммунистическое общество, в результате усвоения ими новых норм и правил жизни в семье, школе, на производстве и т. д.
Но со временем провозглашаемые КПСС идеи и идеалы стали все больше и больше расходиться с реалиями нашей повседневной жизни.
Постепенной девальвации «коммунистических» ценностей и идеалов советских людей способствовала умелая целенаправленная пропаганда западными средствами массовой информации (СМИ) буржуазного образа жизни, подтверждаемая явными успехами капиталистического способа производства. На фоне пустых прилавков и бесконечных очередей за «дефицитом», развитые капиталистические страны, с их товарным изобилием, нам стали казаться раем на земле.
В пионерском возрасте дети еще верили в идеалы коммунизма, но уже в комсомольском возрасте начинались проблемы. Во взрослой жизни в оценке происходящего существовали двойные и даже тройные стандарты. Один стандарт был необходим для публичной жизнедеятельности, чтобы одобрять очередное решение партии, и бодро рапортовать в вышестоящие инстанции о своих трудовых и ратных подвигах и о своей вере в идеалы коммунизма. Другой стандарт существовал для жарких разговоров «о жизни» и идеологических споров «на кухне». Третий - для личной жизненной стратегии.
Всё это идеологическое лицемерие и откровенная ложь партийно-государственной элиты на всех уровнях была необходима для того, чтобы как можно дольше скрывать от народа свое неумение и нежелание эффективно управлять страной. Что, в конечном итоге, и способствовало развалу СССР.
Правда, однако, заключается и в том, что наше поколение все ж действительно было жизнерадостным, позитивным и созидательным. Молодые люди действительно по-настоящему верили, что, не взирая на все трудности, они сумеют построить новые города, новые заводы, освоить целину, перекрыть реки, укротить атом и запустить человека в космос.
И самое удивительное в том, что у них многое получилось! И если это было сделано с помощью идеологии, значит, все-таки были правы основоположники. Несмотря на настойчивое охаивание современными идеологами идей социализма я убежден, что они далеко не исчерпали себя, и человечество обязательно к ним вернется. И недопустимо отбросить и тем более проклинать достижения СССР, его правду и высокие идеалы, нашедшие горячий отклик у нашего народа, вдохновлявшие несколько поколений на невиданные подвиги во всех мыслимых и не мыслимых сферах деятельности.
К неординарной личности бывшего лидера СССР можно относится по-разному. Но из истории его не вычеркнешь. Н.С. Хрущёв был мечтателем. Далеко не все его планы сбылись, но не прошло и двух лет после его поездки в Америку, как он уже встречал первого в мире космонавта, нашего земляка Юрия Гагарина. Мечтал он и Марс покорить. Примерно в то же время, не воспринявшим призыв к разоружению капиталистам Хрущев уже не на словах, а на деле показал «кузькину мать», поставив ядерные ракеты на острове Куба, из-за чего чуть не началась третья мировая война.
Как и пообещал Н.С. Хрущёв эволюция социалистического общества к 1980 году привела к коммунизму, но только для номенклатурной элиты. Народ не сомневался, что номенклатура жила при коммунизме. Все устраивало номенклатуру за исключением того, что все блага находились в пользовании, а не собственности, брежневский «либерализм» еще гарантировал некую стабильность, но последовавшие андроповские перемены показали, что все, что она имеет, может быть отнято в любой миг. Оставалась также проблема благополучия семьи. Блага ведь непередаваемы. При жизни номенклатурщик мог передавать часть «служебных» благ близким, но оставить он не мог ничего. Провести родных на номенклатурные должности было очень трудно. Любая заметная карьера родственника, пусть даже трижды нормальная и заслуженная, как, например, в случае с Косыгиной-младшей или Аджубеем, становилась явлением чрезвычайным и воспринималась как служебное прегрешение самого чиновника.
Это описание не похвала советскому строю, а его важнейшие недостатки, при которых его высшие лидеры были не заинтересованы в его сохранении. Для рядовых граждан советский строй имел вполне очевидные достоинства: гарантию от нищеты и безработицы, бесплатный набор социальных благ, определенный уровень правопорядка и защиту от крупных гражданских столкновений и войн. Элита любой развитой страны имеет все это, но как плату за труд. В социалистическом обществе она не имела наследственной монополии на власть и привилегии. Она управлялась идеологией, а не собственническими интересами. В Советском Союзе не существовало основы для расширения привилегий, передав власть родственникам по наследству.
Это одна из причин, почему в советской цивилизации отсутствовало устойчивое руководство, способное продлить жизнь системы на срок больший, чем относительно короткий период в семьдесят лет. Второй причиной было то, что советская элита не смогла развиться до своей наиболее полной формы —самодостаточной устойчивой группы, не смогла превратиться в закрытую социальную единицу. Партия призывала свежую кровь в верхние эшелоны власти, что не давало руководству возможности приобрести те качества, которые могли появиться только с течением времени.
В этом смысле, как это ни парадоксально звучит, СССР был слишком демократичен для того, чтобы сохраниться. Его уравнительная политика была бомбой замедленного действия, которая должна была рано или поздно заставить элиту попытаться переделать страну под себя, пусть даже ценой благополучия части населения и национального могущества. Так началась перестройка, которая привела к краху СССР.
10.3. Начальная профессиональная подготовка
Затянувшиеся осенние полевые работы тем не менее не становились препятствием для меня на пути получения общего среднего образования в 9 классе нашей школе сельской и рабочей молодежи. В сентябре-октябре редко появлялась возможность посещать занятия. Регулярными посещения стали только в ноябре, когда стих накал осенних полевых работ. К тому же и погодные условия выгоняли с поля. И мы с жадностью набросились на учебу. А с декабря-месяца обстановка осложнилась. К этому времени я определился со своей дальнейшей профессиональной ориентацией. Колхоз направил меня на трехмесячные курсы подготовки трактористов машинистов широкого профиля при Обуховской РТС (ремонтно-технической станции). Со мной вместе эту науку осваивали В. Хоменко и А. Дзюба. Учеба осуществлялась за счет колхоза. При этом нам начислялось за день учебы полтора трудодня. Колхоз оплачивал проезд к месту учебы от с. Григоровка до районного центра пгт Обухов. Стоимость проезда в одну сторону — 10 копеек. Учебное заведение обеспечивало слушателей курсов, не имеющих возможности ежедневно добираться к месту жительства, общежитием. Стоимость обеда: салат, первое, второе и компот не превышало 25-30 коп. Хлеб был на столе всегда бесплатно, горчица и соль тоже. В качестве закусок подавались винегрет, соленые огурцы, помидоры, квашенная капуста и другие простые салаты. В общем, обед обеспечивал потребности взрослого мужчины. Не на много отличался по стоимости и обед в кафе районного центра, правда это кафе в районном центре выполняло функции ресторана. Мы, сельские юноши, не были завсегдатаями этого злачного заведения, но иногда пользовались его услугами. Как правило это происходило в те дни, когда нас для той или иной цели вызывали в военкомат 1-2 раза в год. А мы то, — крутые парни! Как не посетить «ресторан», а заодно и пообедать. Полный обед, а к нему 100 г водки и бокал пива, обходился в 10 руб. в ценах до 1960 г., или 1 рубль в ценах 1961 года (на новые деньги). В столовой РТС при учебе на курсах мы себе алкогольных излишеств (водка, пиво) не позволяли.
Учебно-материальная база курсов обеспечивала качественную подготовку специалистов сельского хозяйства, трактористов-машинистов широкого профиля. Успешному усвоению программы курсов способствовала мотивация слушателей. Мы учились не для того, чтобы просто корочки получить, а, чтобы успешно освоить свою специальность. В программе курсов предусмотрено изучение устройства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта находящихся в то время в эксплуатации гусеничных тракторов ДТ-54, КДП-35, Т-75 и колесных тракторов типа «Беларусь» новых модификаций. Значительное внимание уделялось особенностям устройства и эксплуатации новых образцов гусеничной техники ДТ-55, Т-74. Из зерноуборочных комбайнов основное внимание уделялось только недавно принятому в эксплуатацию самоходному комбайну нового поколения СК3. К этому времени выпуск прицепных зерноуборочных комбайнов РСМ-8 и С-6, а также самоходных С-4 прекратился, как морально устаревших. В программу подготовки механизаторов включались экономические, агротехнические и агрохимические вопросы. Страна становилась на рельсы химизации сельского хозяйства с учетом модернизированного лозунга: «Советская власть есть электрификация всей страны плюс химизация народного хозяйства». В условиях ликвидации машинно-тракторных станций (МТС) и передачи её функций РТС особую важность приобретало знание механизатором материальной части техники и навыков обслуживания и ремонта. Тракторист обязан был разобрать трактор до малейших деталей и собрать его. Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники осуществлялся закрепленным трактористом при техническом содействии специалистов РТС. Запрещено было только подвергать разборке и регулировке топливную аппаратуру дизельных двигателей, требующую специального оборудования, которое было только в РТС.
Программой учебного процесса выделялось 50% учебного времени проведению практических занятий непосредственно на технике в мастерских РТС. Требования к уровню подготовки слушателей предъявлялись высокие. Выпускные экзамены принимали опытные трактористы, комбайнеры и специалисты РТС. Слушатель, не сдавший экзаменов, лишался оплаты за период учебы. Все были заинтересованы, чтобы в колхоз пришел квалифицированный специалист. Учеба на курсах давалась мне легко, чему способствовал двухлетний опыт работы прицепщиком под руководством моего наставника Дзюбы П.И., который в процессе повседневной деятельности уделял много внимания изучению устройства и особенно правилам эксплуатации техники.
В период учебы на курсах механизаторов стопроцентной была и посещаемость в вечерней школе. К работам на колхозном поле за три месяца учебы на курсах слушателей никто не привлекал, за исключением авральных работ по уборке кукурузы в зимних условиях, о чем вспоминалось раньше. К началу уроков в вечерней школе я своевременно успевал возвратиться с курсов. Занятия на курсах не мешали мне осваивать программу девятого класса средней школы.
В водовороте событий, происходящих в стране, незаметно пролетело время, и вот уже я получаю свой первый документ о начальном профессиональном образовании «Удостоверение тракториста-машиниста третьего класса», который предоставлял мне право работать на тракторах всех марок, агрегатируемых с ними орудиями и на комбайнах всех марок. К этому времени колхоз приобрел новенький «Беларусь» МТЗ 50п, который вручили опытным трактористам Дзюбе П, и Бондаренко И. За мной закрепляют старенький МТЗ-2 и включают в состав звена Петра Дзюбы.
10.4. И снова эхо прошедшей войны
Проходят годы, но в связи с непрерывно поступающей информацией с фронтов гражданской войны в современной Украине, не стираются в памяти события, связанные с последствиями взрывов неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся в местах боев Великой Отечественной войны в окрестностях нашего села. Об одном из таких случаев, который, к нашему с Петей Д. счастью, завершился без тяжелых последствий, я уже рассказывал в одном из предыдущих разделов. А сколько их еще было, в том числе и с трагическими последствиями, никто не считал.
13 февраля 1961 года в понедельник я примерно в 17 часов возвращался после занятий на курсах домой. На половине пути от сахарного завода до дома я услышал глухой звук взрыва, но особого внимания ему не придал. Не успел я зайти в хату и переодеться, как вошла заплаканная мама и уже с порога велела мне:
— Немедленно беги на конюшню, запряги лошадей и приезжай на опушку леса. Ивана Хоменко в клочья разорвало.
Иван Хоменко, наш сосед, с мамой которого Варварой мою маму Матрену Макаровну связывали родственные и добрососедские связи и судьба матерей-одиночек, а Иван для меня был, как старший брат. Он на 6 лет старше меня. Отслужив срочную службу в Советской армии в инженерных войсках, возвратился в село, женился. К тому времени его сыну исполнилось пять лет.
Я срочно добежал до конюшни на колхозном дворе, запряг лошадей в повозку, и прибыл в указанное место. От увиденного меня охватил ужас.
В канаве на опушке леса на земле и на расположенных деревьях разбросаны окровавленные фрагменты человеческого тела и остатки кострища. Один из находившихся рядом жителей села попросил меня оказать помощи в погрузке на повозку останков тела человека. Но я был в таком оцепенении от увиденного, что не мог сдвинуться с места. На выручку мне поспешила моя мама, находящаяся рядом. Со словами: «Не трогай хлопца» она отвела меня в сторонку, предоставила возможность прийти в себя, а сама приступила с мужиками к собиранию разбросанных фрагментов тела и погрузке их в повозку. Понемногу я пришел в чувство. Мы доставили на повозке останки к дому погибшего, где мама с другими женщинами их обмыли и уложили в изготовленный уже к этому времени гроб. В селе люди быстро приходят на помощь в случае беды. Хоронили Ваню всем селом.
Уже потом стали известны обстоятельства трагедии от свидетелей. С утра стоял теплый, пасмурный, но без дождя день. Зима подходила к завершению, на открытых участках местности снег уже растаял, на более возвышенных участках почва уже просохла. Иван и с ним ещё два жителя села: его тезка, тридцатипятилетний холостяк, ведущий праздный образ жизни, и шестнадцатилетний парнишка пошли в лес на прогулку, а может быть решили заготовить дров. И вот один из них заметил металлический остроконечный предмет. Что представлял собой этот предмет сомнений не возникало. Неразорвавшиеся боеприпасы времен Великой Отечественной войны обнаруживались на территории села Гусачевка и в его окрестностях постоянно: на полях, в поймах речушек, в лесополосах, при производстве сельскохозяйственных и строительных работ, а также на приусадебных участках. Иван, основываясь на собственном армейском опыте, решил обезвредить проржавевший неразорвавшийся снаряд. Соблюдая меры предосторожности, он удалил своих товарищей на безопасное удаление, разжег возле снаряда костер и удалился в укрытие к друзьям. Костер разгорелся, а затем сушняк перегорел и костер затух. Какое-то время подождав, Иван, запретив товарищам высовываться из укрытия, решил прояснить ситуацию. По свидетельству наблюдавших за ним товарищей, не успел Иван скрыться в канаве возле костра, как раздался мощный взрыв.
Артиллерийские снаряды, минометные мины, гранаты… Как правило, такие небезопасные предметы обнаруживают в тех местах, где велись бои. Принеся войну на Юго-Восток Украины, её Вооруженные силы (ВСУ) обрушили шквал артиллерийских боеприпасов на многострадальную землю Донбасса. Этими смертоносными «гостинцами» усеяны поля, посадки, города и поселки, в которых размещались склады, КП, где шли бои. После прямых попаданий в склады с боеприпасами, из-за пожаров и детонаций появилось множество поврежденных боеприпасов различных калибров. Следуя армейской «привычке», их выбрасывают, прикапывают. В условиях военного времени у саперов не всегда до них доходят руки. Взрывоопасные предметы разбросаны по всей территории Донбасса. Что-то присыпано землей, но после нескольких дождей выйдет на поверхность.
С одной стороны, хорошо, что они не все взрываются и, следовательно, не несут смерть жителям и воинам Дон¬басса и Новороссии. С другой стороны, они хранились в течение длительного времени и не стали от этого менее опасными.
Фронт отодвинулся. Люди занялись восстановлением домов, подготовкой к зиме. Многие беженцы вернулись. Дети и взрослые стали обнаруживать неизвестные металлические предметы. Начались подрывы.
3 октября 2014 года дети искали в карьере г. Зугрэс гильзы и снаряды. Обнаружив неразорвавшийся снаряд от кассетного боеприпаса, не поняли, что это, стали с ним играть и...
Итог известен: трое погибших, четверо в тяжелом состоя¬нии. Подобных случаев уже много. Есть информация о гибели подростка в Мари¬новке, подрыве нескольких человек под Еленовкой. И еще неизвестно сколько они унесут жизней, в первую очередь, детских. Именно дети оказываются наиболее уязвимыми в этих ситуациях. Повторяется ситуация первых послевоенных лет. Трудно представить себе, сколько усилий ещё потребуется приложить, чтобы избавиться от этих опасностей, порожденных геноцидом преступных властей Украины вместе с олигархами и их прихвостнями против собственного народа.
Нет комментариев