Православная церковь в этот день чтит память мученика Зосимы Аполлониадского. В народе этого святого почитали как покровителя пчел и называли Зосима Пчельник. Также вспоминают в этот день и святого Иова. Ему молились, чтобы избавиться от обиды и наговоров. В русском народном календаре несколько дней Зосимы, и все они тем или иным образом связаны с пчелами. В частности, на июльского Зосиму пчелы начинают заносить мед в ульи и заливать соты. О жизни Зосима известно немного. Зосима Аполлониадский родился во Фракии в 89 году. Когда он узнал о начавшихся преследованиях христиан, то оставил военную службу, принял крещение и посвятил свою жизнь молитвам и совершению добрых дел. Об этом донесли правителю Домициану и Зосиме пришлось предстать перед судом. Он оказался тверд в своей вере, отказался отречься от Христа и принести жертву языческим богам. За это бывшего воина подвергли пыткам, а через некоторое время обезглавили. В этот день с самого утра молились святому Зосиму, покровителю пчеловодства, порой на пасеку приглашали священника отслужить молебен, в храм для освящения относили соты и только после этого из омшаника доставали улья с пчелами и расставляли их на пчельнике. На пасеку вывозили пчел. Пчеловоды, за день до того, как вывозить пчел, посреди пасеки вырезали глыбу земли, обходили с ней вокруг пасеки, а потом несли ее на прежнее место, и приговаривали: «Как Савватий и Зосима с Иисусом Христом престол поставили, так я во имя Их, это место облюбовал для своих пчел». При вынесении ульев посреди пасеки ставили стол, накрытый белой скатертью, на него черепок с жаром, хлеб и соль, крещенскую воду и свечу, оставшуюся с пасхальной утрени. Помолившись Господу и святым Зосиму и Савватию, с зажженной свечой и курящим ладаном обходили вокруг пасеки, кропя ее святой водой и трижды повторяя: «Христос Воскрес!». Над дверью, через которую вносили ульи на пасеку, вбивали кол. Расставивши ульи по местам, садились под образ и, немного посидев, вставали, творя крестное знамение и отбивая сто земных поклонов. От нападения чужой пчелы делали три осиновых кола и, перекрестившись, вбивали их посреди пасеки, сверху на них клали веник и говорили: «Садитесь, чужие пчелы, на веник и на осиновые колы и отсюда не улетайте». В обрядовой практике пчеловодов большое значение имеет полая вода. Во время половодья в бутыли набирали воду, которую хранили до половодья в следующем году. Летом эту воду держали на пасеке, зимой - в омшанике. Вместе с водой хранили свечу с пасхальной заутрени. Связь пчел и воды относится к древним, мифологическим представлениям о рождении из воды пчелы. Позднее считали, что пчела появилась от Водяного, который тоже является покровителем пчеловодства. Пчеловоды одаривали хозяина вод накануне Преображения Господня. В фольклорных текстах нередко пчелу называли вестницей весны. Еще в этот день сеяли свеклу и морковь. Перед посевом семена замачивали в родниковой воде. Для хорошего урожая в родник опускали медные деньги, но делали это так, чтобы никто не видел. Если же кто-то увидит эту процедуру, то урожая не будет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев