⠀
4 июля 2001 года под Иркутском, недалеко от деревни Бурдаковка, разбился пассажирский самолет Ту-154М компании «ВладАвиа», летевший рейсом ДД 352 Екатеринбург – Иркутск – Владивосток.
В авиакатастрофе погибли 9 членов экипажа и все пассажиры – всего 145 человек.
⠀
На подлете к Иркутску в 02.07 местного времени 4 июля пилоты Ту-154М вышли на связь с аэропортом и сообщили: «На борту все в порядке, скоро приземлимся».
Диспетчеры уже готовились объявить посадку рейса ДД 352, но в 02.10 самолет исчез с экранов радаров.
В аэропорту решили, что воздушное судно снизилось и локаторы не могут его поймать, – такое случается.
Но неоднократные попытки вызвать экипаж по рации оказались тщетными...
⠀
О том, что авиалайнер рухнул на колхозное поле, первой по телефону сообщила пожарным жительница деревни Бурдаковки, что в 35 км от Иркутска.
Женщина рассказала, что вышла во двор и увидела в темном небе мигающие огоньки, потом раздался взрыв и взметнулся столб огня.
Спасатели, прибывшие на место падения самолета, увидели, что от «тушки» осталась только груда обломков и кусок хвоста.
Повсюду были разбросаны фрагменты обгоревших тел, обувь, одежда и много наличных рублей и долларов.
⠀
В аэропорту Иркутска объявили задержку рейса сначала на 2 часа, затем еще на 4.
Встречающие узнали о случившемся из новостных сообщений по телевидению.
В 8 утра в Иркутск прилетел Сергей Шойгу, занимавший тогда пост главы МЧС России.
К тому времени единственную дорогу к деревне Бурдаковка перекрыла милиция, родственников погибших пассажиров к месту катастрофы не пускали.
⠀
Борт упал с высоты 850 метров.
По заключению экспертов, был сильный удар носом о землю – отсюда множественные переломы ног, рук, оторванные головы…
Падение длилось 22 секунды, и, судя по всему, экипаж и пассажиры успели осознать, что они обречены.
На борту началась паника, люди инстинктивно бросились за помощью к пилотам в первый салон – лишь единицы остались на своих местах, пристегнутые ремнями.
При страшном ударе они разрывали людей на
⠀
Рейс № 352 во Владивостоке ждали в 9.50 по местному времени.
Но в 7 часов утра в Приморье стало известно о трагедии под Иркутском.
И с этого момента в справочной службе аэропорта на вопрос «Когда прилетит 352-й?» отвечали кратко:
«Никогда».
Хотя многие встречающие еще не знали о случившемся и приезжали в аэропорт в хорошем настроении и с цветами.
⠀
Сотрудники компании «ВладАвиа» молча провожали их в зал ожидания международного терминала, где у входа стояла машина «скорой» с бригадой врачей и психологом.
На всякий случай.
Списки погибших были отпечатаны и размножены к 10 утра.
В аэропорту заработала телефонная горячая линия, на которую поступали звонки со всей страны.
Звонившие называли фамилию и спрашивали, жив ли, нет ли ошибки.
Ответ всегда был отрицательным…
⠀
В четверг, 5 июля, в стране объявили траур, первые полосы всех центральных газет вышли в черном цвете.
А в Иркутске тем временем началось опознание погибших в авиакатастрофе.
Всего несколько пассажиров были в одежде, благодаря которой их быстро опознали.
И еще у двух пилотов на шее были индивидуальные жетоны.
Остальные члены экипажа позасовывали их в карманы, сумочки, барсетки.
Позже, на похоронах коллег приморские авиаторы вспоминали: незадолго перед злополучным рейсом экипаж погибшего ТУ-154М получил несгораемые «смертные жетоны», что считается дурной приметой у всех, кто связан с авиацией.
Не хочется об этом думать, но примета сбылась.
Рассматривались 3 версии крушения: отказ управления, остановка всех двигателей и внешнее воздействие на самолет.
Как предписывает инструкция, перед приземлением Ту-154 должен был сделать 4 круга.
Он сделал только 3.
По словам очевидцев, самолет загорелся и взорвался в воздухе при нормальных метеоусловиях.
До приземления на аэродроме ему не хватило 5 минут.
Официальный вывод экспертов: экипаж Ту-154М не справился с управлением.
Как написано в заключении, катастрофа произошла «в результате непреднамеренного вывода самолета практически полным отклонением штурвала на большие углы атаки, что привело к сваливанию самолета в штопор и последующему столкновению с землей».
То есть сработал пресловутый «человеческий фактор», на который можно списать все что угодно.
Согласно выводам экспертизы, от момента ошибки пилотов до момента входа в штопор прошло 11 секунд.
После чего Ту-154 падал еще 22 секунды: вывести тяжелую машину из штопора на высоте 850 метров не смог бы даже самый опытный летчик-испытатель.
⠀
Разбившийся под Иркутском Ту-154М с бортовым номером 85845 под именем «Уссурийск» был самым свежим у «ВладАвиа».
Он поднялся в небо 30 сентября 1986 года.
Его приобрела одна из китайских компаний, а в 2000 году «ВладАвиа» выкупила его в лизинг.
После проведения ремонта на Внуковском заводе с апреля 2001 года «Уссурийск» летал по внутрироссийским авиалиниям, и каких-либо технических проблем у него не было выявлено.
На момент трагедии его налет составил 20943 часа, что совсем немного для Ту-154М.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4