⠀
К 1914 году сразу 3 русские арктические экспедиции В. А. Русанова, Г. Л. Брусилова и Г. Я. Седова считались пропавшими без вести.
По инициативе Русского Географического общества 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству организовать их поиски.
⠀
Выполнение поисковых работ было возложено на Главное гидрографическое управление.
Начальник Главного гидрографического управления генерал-лейтенант М. Е. Жданко вызвал поручика по адмиралтейству Нагурского и спросил его мнение о возможности полетов в Арктике.
Всего Нагурский совершил 5 длительных разведывательных полётов (21, 22, 23 августа, 12 и 13 сентября) на высоте 800—1200 метров вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа.
Во время последнего полёта он достиг 76 параллели.
Общая продолжительность полётов составила 10 часов 40 минут, расстояние около 1060 километров.
⠀
Несмотря на то, что никаких следов (кроме каирна Седова) пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внес существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения — то есть впервые выполнил функции ледовой разведки.
На обратном пути Нагурский подготовил отчёт о полётах для Главного гидрографического управления.
⠀
Суммируя накопленный опыт, Нагурский подробно изложил свои наблюдения и разработал рекомендации для последующих полётов в Арктике, в частности:
1) в верхних слоях атмосферы температура ниже, чем у поверхности (аэронавт Андре предполагал обратное и ошибся);
2) скорость и направление ветра меняется очень часто, на дистанции
3) полета 200 вёрст направление ветра менялось три или четыре раза;
4) часты туман и облачность;
5) летом достаточно светло, чтобы летать круглые сутки;
6) некоторые участки побережья Новой Земли неверно изображены на картах;
7) поплавки гидросамолетов должны иметь отсеки для непотопляемости;
8) гидросамолеты должны комплектоваться как можно большим запасом поплавков и пропеллеров, за месяц полетов были сломаны два пропеллера;
9) самолеты нужно окрашивать в красный цвет, как наиболее заметный на фоне белого;
10) одежда пилотов должна быть более тёплой, особое внимание нужно уделять тёплой и непромокаемой обуви.
⠀
14 октября 1914 года Нагурский лично доложил результаты генерал-лейтенанту Жданко.
Кроме того, Нагурский изложил Жданко проект полета к Северному полюсу.
Главную базу экспедиции Нагурский предполагал организовать на острове Рудольфа — это самый северный остров Земли Франца-Иосифа, в то же время обычно доступный для судов.
От главной базы на север, через каждые 200 км, планировалось построить 3 вспомогательные базы с взлетными полосами, запасами еды и топлива.
⠀
Жданко был впечатлён идеей, но война создавала более насущные проблемы.
По результатам экспедиции Жданко представил Нагурского к награждению «Орденом Святого Станислава».
Подробный отчёт Нагурского был издан в роскошном переплете из тиснёной кожи и преподнесён морским министром Григоровичем царю.
Через некоторое время отчёт вернулся с царской резолюцией «Прочитал с удовольствием».
По такому случаю Нагурский награждён 6 декабря 1914 года орденом Св. Анны 3-й степени.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2