О национальной политике большевиков
#история Задают вопрос: «Почему большевики уже после гражданской войны не включили в состав РСФСР Украину и Белоруссию?»
Известно, что в условиях развития капитализма и становления национальной буржуазии дискриминационная политика российского царизма порождала «среди местных национальных масс глубочайшее недоверие, переходящее иногда во враждебные отношения, ко всему русскому» (Сталин). Этому способствовали и столыпинская реформа, когда земля местных жителей распределялась среди переселенцев, и подрывная деятельность агентов австро-германского и англо-французского империализма, стремящихся возбудить недовольство национальных меньшинств, оторвать национальные окраины от центра, и поднимающий голову великодержавный шовинизм. Поэтому после победы в Гражданской войне, в условиях ликвидации вооружённого антисоветского (в т. ч. националистического) подполья (по итогам Великой Октябрьской революции на территории бывшей империи насчитывалось до 40 буржуазно-демократических национальных образований) большевики возглавили процесс обретения национальных чувств малыми народами:
«Советская власть понимала, что насильственное единство России, поддерживаемое империалистическими штыками, должно было неминуемо распасться с падением русского империализма; не изменяя своей природе, Советская власть не могла поддерживать единство методами русского империализма. Советская власть сознавала, что для социализма необходимо не всякое единство, а единство братское…» (Сталин).
По мере укрепления советской власти сепаратистские настроения окраин закономерно ослабевали. В частности, украинцы — самое крупное национальное меньшинство СССР с многочисленной интеллигенцией, стоявшей, по сути, на буржуазных позициях украинской политической эмиграции, — по результатам советской политики дружбы народов претерпели заметную эволюцию на пути от украинизации до коллективизации. Рассматривая право наций на политическое самоопределение как вынужденную меру, как предпосылку для последующего перехода к социалистическому государству, в котором национальный вопрос утратит былую остроту, большевики предоставили всем народам СССР возможность развиваться в союзном государственном образовании, в рамках единого советского народа:
«мы за право человека на развод, но разве отсюда следует, что мы выступаем за разводы?» (Ленин).
Подавляя контрреволюционные восстания, организуя борьбу с голодом и разрухой, воспитывая партийные и технические кадры, большевики отдавали себе отчёт, что главное — это централизация Российской Коммунистической Партии (большевиков), которая после образования СССР неслучайно переименовывается во Всесоюзную. Именно от того, насколько централизована и компетентна коммунистическая партия, зависит выполнение задач по укреплению и развитию советской власти, решению национального и всех прочих вопросов.
Чтобы человек стал националистом, клерикалом или мещанином, его необязательно учить евгенике, догматам теологии и так называемому здравому смыслу. Необходимо и достаточно передать ему навыки определённого поведения. Национализм, набожность, обывательщина как раз и существуют в виде некоего «мирочувствования», «отношения к жизни», не имеющего чёткого научного объяснения, но передаваемого от человека к человеку — как одну свечу зажигают от другой.
Коммунизм — совершенно иное дело. Чтобы человек стал свободным, всесторонне развитым представителем научно-организованного общества, ему необходимо знать и понимать объективные законы развития природы и социума. Для этого содержание общественных отношений должно направлять и всемерно способствовать развитию обществоведческой квалификации через превращение труда в первую жизненную потребность человека, делая творчество основной сферой деятельности людей. Только с ростом интеллектуального багажа человека на базе марксизма, с развитием бескорыстных отношений между людьми, станет неважным, кто какой национальности, но останется важным, что человек делает и каковы помыслы и результаты его поступков. Лишь тогда индивид будет чувствовать и осознавать всё человечество как свою семью, когда постигнет в этом глубокую и обоснованную необходимость. Как этого достичь, если уже сегодня мы понимаем, что живём в интегральном, т. е. связанном в единое целое, мире? Отмечая общность природы, когда земной шар, представляющий собой неживой, растительный, животный и человеческий миры, воспринимается нами комплексно в виде взаимозависимости всех его частей, человечество начинает осознавать, что непроизводительное потребление, истощение природных ресурсов, сокращение разнообразия флоры и фауны, рост всевозможных загрязнений и т. п. есть разрушение этой системы, ведущее к неотвратимой катастрофе. Однако тот факт, что новый этап взаимоотношений человека и природы начался с промышленной революции и продолжается сегодня в виде революции «зелёной», не говорит о том, что попытки отыскать экологический баланс находят своё отражение в поиске социальной гармонии. Интернационализация, или, как сегодня модно говорить, глобализация общества, уже представляющего, по сути, единую систему, пока серьёзно пробуксовывает. Вместо того чтобы разумно и динамично действовать единым организмом на базе общественной собственности на средства производства, в братском единстве всех наций, исследуя мировой океан, космос, повышая взаимную отдачу человека и природы, вместо подъёма на высший уровень связи между людьми, где никто не сможет и не захочет быть никому враждебным, где никому и в голову не придёт делать что-либо не по уму, чести и совести, человечество на данный момент обсуждает дату, место и ход очередной мировой, теперь уже ракетно-ядерной войны, в которой капитализм угрожает вместе с собой похоронить и весь род людской.
Учитывая, что понимание материалистической диалектики национальной политики большевиков — ключ к объединению пролетариата, укреплению связи с массами разных национальностей и единственно возможного = революционного решения назревших общемировых проблем человечества, данный вопрос требует такого ответа, который не только бы проиллюстрировал очевидное превосходство марксизма над буржуазными вывертами «здорового» национализма, но и вовлёк интересующихся вопросом «почему мы так живём?» в самостоятельную работу по сознательному уяснению марксистской философии. Единственной, которая способна не только описать мир, но и изменить его.
ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ДАЛЕЕ -
https://prorivists.org/97_nac/
Нет комментариев