«ПИЛОТЫ» И «МЕХАНИКИ».
В совхозе «Первомайский» решение кадровых проблем начали с молодежи. Первая ступень – «ускорения» молодых людей в родном селе, приобщение их к управлению техникой. Как это делается, рассказывает наш нештатный корреспондент И. Омельницкий.
СЕНСАЦИЯ.
О том, что в середине февраля 1989 года в Кисловодске состоится чемпионат южной зоны РСФСР, федерация автомобильного спорта оповестила все клубы заблаговременно. И на эти престижные соревнования прибыли сильнейшие гонщики из городов и поселков Краснодарского и Ставропольского краев, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии. Шестнадцать команд, среди которых немало именитых, - победительницы в краевых, областных и республиканских соревнованиях. И судьи, и организаторы соревнований, и болельщики не сомневались, что и на этих соревнованиях победит кто-то из тех, именитых.
Но то, что произошло на гонках, явилось сенсацией: первое место по зоне неожиданно для всех завоевали гонщики неизвестного совхоза «Первомайский».
- А где он, этот совхоз? – спрашивали друг друга болельщики.
- Говорят, в Анапском районе. Какая-то Юровка. То ли село, то ли станица. Может хутор…
- Да, эти парни не лыком шиты. Всех обошли!
19 февраля работникам совхоза «Первомайский» Геннадию Круглову, Алексею Редько и девятикласснику юровской средней школы № 8 Константину Штро под аплодисменты вручили Дипломы победителей и почетный приз – большущую вазу.
В комнате отдыха спортклуба «Планета» появились новые вещественные доказательства того, что сельские парни и в самом деле «не лыком шиты».
СВОИМИ РУКАМИ.
Несколько лет назад Юровка и окрестные хутора гудели от неприятных новостей: опять угнали у одного мотоцикл, у другого – мопед. «Пропажи» обнаруживались через день – другой. И далеко не всегда в исправном виде. Пострадавшие требовали найти угонщиков, чтобы судить.
Виновных нашли. Но не судили: что возьмешь с семиклассника, обливающегося слезами при одной мысли о наказании? Через несколько дней снова: «Опять мопед украли…»
- Что делать с этими пацанами? – недоумевали люди. – И ругали, и за уши их родители драли, и пороли. А они не унимаются…
Совхозный шофер Алексей Редько и предложил тогдашнему секретарю парткома Владимиру Прохоренко объединить ребят в специальную группу, где все «любители быстрой езды» смогли бы заниматься изучением правил дорожного движения, осваивать технику и мастерство гонщика. Прохоренко с этой идеей немедленно заявился к директору совхоза Д.Я. Куркову. Дмитрий Яковлевич, не задумываясь, сказал:
- Я поддержу и помогу!
Так родился в Юровке спортклуб «Планета». Шофер Алексей Редько стал начальником клуба. Для начала под клуб выделили в складе один из боксов, забитый доверху старыми ящиками из-под винограда. Среди членов клуба – семеро семиклассников, и во сне видящих себя за рулем мотоцикла. Один из них – с двумя судимостями, в «активе» другого – двенадцать краж.
- Будем технику создавать сами, - объявил Редько. – Тащите все, что у вас есть.
В свой «клуб» притащили пацаны и свои поломанные мопеды, и соседские, тоже давно заброшенные. И кучу запчастей. Через полтора месяца затарахтел первый мотор, потом второй, третий. Радости – уйма! Как-никак, а оживили технику своими руками.
…Пятый год существует в Юровке «Планета». Сегодня у неё довольно солидная база: кроссовые «Жигули», пять штук «Багги», восемь картов, девять мотоциклов разных марок. Кое-что купил совхоз, кое-что клубу подарили, но очень многое собрали из старья сами, своими руками.
Не так много прошло времени, а «Планету» не узнать. Здесь зимний бокс для хранения техники, мастерская, спортзал, комната отдыха и даже своя баня с парилкой! Все строительные работы и оформления интерьера выполнили члены клуба. Своими руками сделала камин и банкетки, светильники и цветомузыку…
А СКОЛЬКО ВСЕ ЭТО СТОИТ?
Цветной телевизор, подаренный клубу управляющей первым отделением Н.А. Бородавской. Магнитофон, подаренный профкомом. Штанга, гантели, эспандеры, два велотренажера, гири спортивные. «ИЖ-Р-15» - 860 рублей, «ЧЗ-400» - 2800 рублей… И если посчитать, сколько совхоз израсходовал денег за неполных пять лет на свою «Планету», то сумма получается тысяч под пятьдесят.
Стоит ли нести такие затраты? Директор совхоза уверен, что стоит.
Во-первых, молодежь должна иметь возможность заниматься любимым делом. Во-вторых, из семи первых воспитанников клуба четверо, отслужив срочную, вернулись в родной совхоз. Двое служат и, по их заверениям, тоже вернутся в Юровку. И лишь один, окончив школу мичманов, продолжает числится в списках личного состава Черноморского флота. О том, как служили самые «пацаны», свидетельствуют нагрудные знаки классных специалистов, благодарственные письма родителям от командования и воинские звания. Александр Булыга, служивший десантником, и бывший ракетчик Сергей Шанько вернулись домой старшинами.
Через «Планету» прошло за эти годы около семидесяти школьников и более двадцати парней, уже отслуживших срочную и успевших обзавестись семьями. Спорттехклуб дал им знания, навыки, помог стать собраннее, приучил организованности и порядку во всем.
ИХ МЕЧТА – СТАТЬ «ПИЛОТАМИ».
«И какой же русский не любит быстрой езды?» - эта гоголевская фраза невольно всплывает в памяти, когда видишь, как три раза в неделю спешат в свой клуб и неугомонные четвероклассники, и степенные девятиклассники. Спешат, чтобы стать «пилотами» - оседлать мотоцикл, усесться в «Багги» или карте и на зависть ровесникам помчатся, обгоняя ветер.
Но горький опят научил, что в «пилоты» годится далеко не всякий, мечтающий о скорости. Разбить машину, а потом сесть на другую – дело нехитрое. Поэтому сперва здесь проходят школу «механиков». Изучение двигателя, ходовой. Профилактика, мелкий ремонт. Начинают «механики» с напильника и гаечного ключа. В их распоряжении – тиски, электродрели, токарный, сверлильный и фрезерный станки.
«Пилот» - инструктор у двух – трех «механиков». Затем изучение электросхем, работа с паяльником и – обязательно под контролем! – сварочные работы. И только тот, кто на деле докажет, что любит технику, становится «пилотом» и начинает учить новых «механиков».
О том, что умеют пятнадцатилетние «механики», можно рассказывать много. Но достаточно увидеть сделанный ими гидравлический трубогиб, чтобы убедиться: умеют они делать многое, причем, делать надежно и красиво. Юровская «Планета» стала школой отваги, смелости, мастерства, школой трудолюбия.
ЗА КАЧЕСТВО РУЧАЕМСЯ!
В свое время нужда заставила «Планету» взяться за рихтовку покореженных баков и крыльев. Научились. Отрихтовали подарок краевого спортклуба – списанные «Жигули». Получилось. Тогда родилась идея – организовать при «Планете» ремонт легковых автомобилей.
Снов – своими силами. Построили ремонтный бокс, камеру термической сушки. С соблюдением всех требований по охране труда: откосы, вентиляция, дренаж. Еще не закончили строительство, как появились клиенты – владельцы мятых и битых «Москвичей», «Жигулей» и «Запорожцев». Сперва из Юровки, потом из Чекона, Джигинки, Благовещенской, Анапы… Двадцать восстановленных машин снова возят своих незадачливых владельцев. В ремонтном боксе находится еще пять «пострадавших» машин. И записалось на очередь столько, что рихтовщикам-малярам на два месяца работы хватит.
Пройдет время и «Планета» будет заниматься вулканизацией камер, текущим ремонтом ходовой и двигателей, регулировкой развала и схождения. Уже сегодня рихтовка и покраска кузовов в значительной мере компенсирует затраты совхоза на содержание своего автомотоклуба. А в недалеком будущем – полная самоокупаемость, что даст возможность «расправить крылья» и еще больше укрепить материальную базу.
На мой вопрос, как оценили первые клиенты качество ремонта автомобилей, бессменный и неугомонный руководитель «Планеты» коммунист Алексей Анатольевич Редько ответил:
- Претензий нет. За качество ручаемся!
В этом «ручаемся» - признание того, что он один не смог бы поднять «Планету» на нынешний уровень, не будь постоянной поддержки со стороны руководства совхоза и его единомышленников и надежных помощников – механика клуба Игоря Марцинкевича и активного члена клуба Владимира Маева.
Пожалуй, они могли бы ручаться и за качество подготовки спортсменов-гонщиков. Их мастерство подтверждено на зональных соревнованиях в Кисловодске. Совсем недавно. В феврале.
Газета «Советское Черноморье», 14 апреля 1989 года.
Нет комментариев