Письма из крымского плена русские и поляки писали одной кровью – славянской
В истории русско-польских отношений было достаточно острых моментов – расхождений во взглядах, военных конфликтов. И сейчас особой дружбы между нашими государствами нет, хотя общего у нас гораздо больше, чем кажется. Одной из таких точек соприкосновения является тяжёлый период, связанный как раз с Крымом.
Период этот относится к временам существования Крымского ханства и Османской империи. Тогда и Русское, и Польско-Литовское государства не знали покоя. Не секрет, что одним из основных источников дохода турецких государств – вассала и правителя – была торговля невольниками. Ежегодно на рынки Крыма поставлялись тысячи пленников преимущественно славянского происхождения, с территории современных России, Украины, Польши, Молдавии и Белоруссии.
Не беря в учёт геополитические отношения России и Польши на тот период, хочется остановится на простых, человеческих судьбах. В период между 1500 и 1700 годами в Крым было угнано два миллиона пленных славян, среди которых русские и поляки. Из плена невольники редко, но писали письма. Сохранившиеся до наших дней тексты, наверное, даже не требуют комментариев. Приводим в пример отрывки двух писем, написанных примерно в одно и то же время.
Письмо царю Алексею Михайловичу от русского воеводы Василия Шереметева, который провёл в заключении на Чуфут-Кале 21 год:
«Мухамед-Гирей царь мучил меня. Никого так не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у чёрных татар... Кандалы на мне больше полпуда, четыре года заперт я в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно, и свет вижу и ветер проходит только в то окно. На дворе из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе, и от духу и от нужи и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, а от головных болезней вижу мало, а от кайдалов обезножил, да и оглодел...».
Коллективное письмо польских пленников из Бахчисарая католическому епископу в Риме:
«Воззри на рыдающий народ, в тяжком страдании пребывающий, о чём известно всему свету, что промеж такого неверного народа убогий невольник святой католической веры в великом посрамлении остаётся, о чём мы неоднократно ходатайствовали святой апостольской столице, дабы нам пастыря и защитника душ наших прислали, ибо после смерти епископа нашего, святой памяти его милости преподобного Мацея Мястковского, ордена Святого Доминика, смерть коего всем нам тяжких прибавила страданий, однако же Бог всемогущий, слёз наших не забывая, снабдил нас другим пастырем... преподобным отцом Раймундом Харжевским..., который как добрый пастырь не дал хищным волкам пожирать овечек своих, прилагая всяческие усилия, не только душевные, но и телесные. Однако безжалостная парка и этого опекуна нас лишила…».
Таких свидетельств о крымском плене много, ещё больше фактов, описанных путешественниками и торговцами. Только об этом редко кто вспоминает. Почему бы второго декабря, в Международный день борьбы за отмену рабства, россиянам, полякам и всем братьям-славянам не вспомнить то страшное время? Громко сказать о том, что наши народы страдали более трёх веков. Почтить память жертв работорговли и наконец признать всем миром, что бесчинства эти прекратились в 17 веке с укреплением Москвы, а с присоединением Крыма к Российской империи – прекратились вовсе.
#чуфут-кале
#Мухамед-Гирей