Средневековое анонимное сочинение, условно названное профессором В.В. Бартольдом «Тарих-и Кашгар» хотя и известно специалистам, но нельзя сказать, что исследовано всесторонне. Полностью на русский язык оно не переведено, хотя ещё в 1969 году издан из неё отрывок в сборнике «Материалы по истории Казахских ханств ХV-XVIII веков». Известно, что «Тарих-и Кашгар» имеет три списка, они хранятся в Фонде рукописей Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург). В 2001 году востоковедом О.Ф. Акимушкиным издан факсимиле рукописи (по наиболее полному и лучшему списку). Рукопись В.В. Бартольдом была приобретена в 1902 году в Ташкенте и им же дан обзор основных политических сюжетов Моголистана, где он использовал сведения «кашгарского историка» в купе с другими источниками. Он выделяет данные «кашгарского автора» как более правдоподобные, отмечает простоту языка «Тарих-и Кашгар». Она композиционно делится на две части. Вторая часть – главная, в основном оригинальная, в ней описаны собственные наблюдения автора, первая часть – пролог «легендарного, мифологического и исторического содержания ко второй».
Как известно, название «Тарих-и Кашгар» атрибутивное, в тексте отсутствует название, не известен и автор сочинения. О.Ф. Акимушкин предлагал назвать её «Тарих-и Могулийа», так как сочинение посвящено именно истории Могулистана. По признанию специалистов, её автор был жителем восточнотуркестанского города Яркенд, по всей вероятности сочинение написано в конце XVII века, на староуйгурском языке, опираясь на ряд других известных сочинений, таких авторов как Рашид ад-Дин, Мухаммад-Хайдар Дуглат, Хондемир и др. Хотя вопрос, какими именно источниками пользовался автор «Тарих-и Кашгар» ещё полностью не выяснен. Также учёными не проведён детальный источниковедческий анализ сочинения. Однако понятно, что первая часть полностью компилятивна. Более подробно и детально источники «Тарих-и Кашгар» рассмотрены О.Ф. Акимушкиным. Им же в качестве автора сочинения предложен Шах-Махмуд ибн мирза Фазил-Чурас, а произведение по его мнению могло быть посвящено правителю Яркенда мирзе Алам-Шах-беку.
***
«Тарих-и Кашгар» состоит из 52 глав. В произведении отсутствует предисловие, в котором обычно излагаются причины, побудившие автора составить и написать этот труд. Сочинение сохраняет традиции средневековой литературы и начинается стихами, прославляющими Аллаха и пророка Мухаммада. Затем следует история тюрков. Следующий большой раздел посвящён Чингиз-хану, его сыновьям и ближайшим потомкам, который не подвергался детальному рассмотрению ввиду его полной компиляции из широко известных средневековых источников, тем самым и не был переведён предыдущими исследователями данного сочинения. В рамках данной статьи мы решили издать перевод 25 главы, посвященной Джучи-хану и его потомкам. «Тарих-и Кашгар» пересказывает известные сведения о Джучи-хане и джучидах, при этом добавляя и свои рассуждения, такие как, что Джучи «после себя поставил своего сына Бату».
Интересно и его сведение, что хан Берке «из рук святого хазрат шейха Сейф д-дина Бохарзи принял ислам». В «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи также шейх Сейф ад-дин Бехарзи выступает как тот, от влияния которого Берке-хан принял ислам. В «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффара Кырыми одним из исламизаторов назван Шейх Сейф ат-дин ал-Хорезми. Безусловно речь идёт об одном и том же человеке и связанного действительно со среднеазиатскими истоками исламизации Золотой Орды. Несмотря на то, что автор «Тарих-и Кашгар» перечислил только первых нескольких ханов, таких как: Бату, Берке, Тимур, Мунке, Токта, Узбек, Джанибек, Урус, Токтамыш, всё же он пишет, что «из сыновей Джучи хана 38 стали ханами». Также не понятно, какого Ахмада он упоминает ханом, при котором из татар «некоторые были мусульманами, некоторые кяфирами». Возможно речь идёт о хане Большой Орды.
***
Транскрипция главы, посвящённой Джучи-хану и его потомкам сделана О.Ф. Акимушкиным:
25 б. закар Жужи хан ибн Чинккиз хан
1. Жужи ханның Тулуй ханның вакыйгасына байан кылыб андан
2. кин Чагтай хан вакыйгасы вә улларының закарини кылгум дыр, закар Жужи хан
3. ибн Чинккиз хан Жужи хан Чинккиз ханның улуг углы тамам Дашт Кыбжак
4. не (бирде), узбик, казак туралары Жужи ханның улары, Чинккиз хандин алты ай
5. илкери фут булды, узидан углы Батуны насыйб кылды, Бату хандин кин Берке
6. хан Дашт Кыбжакга хан булды, хазарат шейх Сейф ад-дин Бохарзи
7. кодес бирунин кулыда мусулман булды, кешик Жужи ханнын уларидин
8. мусулман булды, Берке хан хан иде ул кешик Тулуй ханның уларидин (Газан) мусулман
9. булды султан Махмуд Газан шах раттабты, Чагтай ханның уллары да мусулман
10. булган, Туглук Тимур хан идее хазарат маулана Аршадад-дин Гатаралла машхур
11. нин кулындин исламга машарраф булды, бу вакыйга тафсил бирлэ байан табгусыдур
12. Инша Алла Тагаля ал-кыйсса Жужи ханнын улларидин утуз-секиз кеше
13. хан булды, султан Ахмад хан заманыгача арада багзесе мусулман, багзе кяфер
14. иделер, аувал Бату, икенче Берке хан, учунче Тимур, туртенче Мунке, бишенче Тохта
15. алтынчы Узбик хан, узинин аты шундин калды, йетенче Жанибек хан падишах
16. мусулман ва гадел ва джаванмард йангу ахляк, эмир Тимур Куракан заманыдаУрдус хан хан
17. иде, эмир Тимур Куракан билэ жанк кылыб, Урдус хан бер тараф булды, эмир Тимур
18. Токтамыш ханны уз урындан асб кылды, мирза Улуг бэк Куркан мирза султанны
19. Абу Сагид Куракан заманаларыда Абу-л-хайер хан хатим Дашт Кыбжакга истиля табты
20. Абу-л-хайер хандин Курай хан билэ Жанбек хан качыб, Могулистанга чыкты Магул
21. улусыга Исан-буга хан ханиде, харб баш килде [...]
22. буларга казак аткуйдылар, йалгуз [...] качыб йургэн сэбэбдин, казак атандилэр
23. Абу-л-хайер хан галям дин ути, дунйанын расми [...] далил улары
24. булдилар. Шах Икхан ибн шах Будаг углан ибн Абу-л-хайер хан
25. султан Мухаммади ханга хезмэт кылды, хезмэти Элки мирза султан Ахмад ибн
26. султан Абу Сагид мирза билэ султан Махмуд хан жанк кылдылар, бу шах
27. Икхан эмир Габделгыйлм Тарханга нукэр иде, бузулуб султан Махмуд ханга кирде,
28. хан бу хезметни манзур белиб, тарбийат кылды, андин Туркистанны гинайат кылды,
29. ахир султан Махмуд ханы беш углы белэ шахид кылды. Эл-кыйсса Жужи хан
30. бисийар шикар дуст иде, тузут чирикне харб билур иде.
***
Перевод: Расскажем историю Джучи хана, Тулуй хана, затем расскажем историю Чагатай хана и его сыновей, вспомним о Джучи хане, сыне Чингиз хана. Джучи хан был старшим сыном Чингиз хана кому был Дешт-и Кыпчак отдан. Правители (Тюра) узбеков, казахов все дети Джучи, [который] скончался на шесть месяцев раньше Чингиз хана. После себя поставил своего сына Бату, после Бату хана Берке хан в Дешт-и Кыпчаке ханом стал, из рук святого хазрат шейха Сейф д-дина Бохарзи принял мусульманство. Тот кто из сыновей Джучи принял ислам – стал хан Берке хан. Из сыновей Тулуй хана мусульманином стал Газан и стал известен [как] султан Махмуд Газан. Сыновья Чагатай хана также были мусульманами. Туглук Тимур из рук нашего известного господина-хазрата Аршад ад-дина Гатаралла принял ислам, с рассказом этой истории (на всё воля Аллаха), из сыновей Джучи хана 38 стали ханами. Во времена Ахмад хана некоторые были мусульманами, некоторые кяфирами (неверующими). Первый Бату, второй Берке хан, третий Тимур, четвёртый Мунке, пятый Тохта, шестой Узбек хан (его имя с тех времён осталось), седьмой Джанибек хан – падишах мусульман, справедливый и благородный характером.
Во времена эмира Тимура Куракана [когда] Урдус хан был ханом, [он] развязал войну с эмиром Тимуром Кураканом. Урдус хан ушёл в одну сторону, на своей стороне эмир Тимур поставил Токтамыша. Мирза Улуг бек Куракан мирза во времена султана Абу Сагид Куракана Абу-л-Хайер хан предпринял захват Дешт-и Кыпчака. Убегая от Абу-л-хайера Курай хан с Джани-бек ханом ушли в Могулистан. В улусе могулов правил хан Исанбуга хан, пришло разрушение [...] Этим дали название казахи, по причине того что одинокие [жили] прячась (убегая?) от других, стали называть их казахами. Султан Абу Саид мирза с султаном Махмуд ханом развязал войну, Икхан шах был нукером у эмира Габделгыйим Тархана, рассорившись, пришёл к султану Махмуд хану, хан эту службу принял и стал воспитывать его, заботился о Туркистане. Последний султан Махмуд хан с его пятью детьми пал шахидом. В повествовании Джучи хан был благодарным другом, мог биться с большим войском.
Авторы: Миргалеев Ильнур Мидхатович, Сайфетдинова Эльмира Гаделзяновна. Институт истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан, Казань
Иллюстрация: Пятая часть Каталонского атласа «Западная Азия»
https://zen.yandex.ru/video/watch/62b7754be807153b41e346f2
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев