И этой традиции передачи еврейской национальности по материнской линии (материализация еврейства) уже тысячи лет, а уходит корнями она в древние религиозные и правовые нормы иудаизма. Это правило закреплено в Галахе — своде еврейских религиозных законов, основанных на Торе, Талмуде и более поздних раввинистических источниках. Вот основные причины и объяснения этого принципа.
В Торе нет прямого указания на то, что еврейство передаётся исключительно по матери. Однако в ряде текстов подчёркивается важность материнской линии. Например, в книге Второзаконие (7:3-4) говорится, что дети от смешанных браков (еврея и нееврейки) могут отвратиться от веры отцов.
В Талмуде — своде правовых и религиозно-этических положений иудаизма — (трактат Киддушин 68b) это правило было чётко сформулировано: ребёнок, рождённый от еврейской матери, считается евреем, независимо от национальности отца. Это связано с интерпретацией стиха из книги Второзаконие (7:4), где говорится о том, что дети от смешанных браков могут "отвести тебя от Бога".
Объясняется это довольно логично. Материнская линия считается более надёжной для определения происхождения, так как материнство, в отличие от отцовства, всегда биологически очевидно. В древние времена, о которых я говорил в начале (вавилонское, римское и другие завоевания), это было особенно важно для сохранения единства и идентичности еврейского народа, даже если отец не был евреем.
Более того, в иудаизме (а на самом деле не только в иудаизме, но и в большинстве других религий) мать играет ключевую роль в воспитании детей и передаче религиозных традиций. Считается, что именно мать формирует духовную и культурную идентичность ребёнка. Это связано с тем, что в еврейской традиции женщина — хранительница домашнего очага и семейных ценностей.
А что, если в брак вступают еврейка и нееврей? Кем тогда будет ребёнок? В Израиле и других странах, где еврейство имеет этническое и культурное значение, ребёнок от матери-еврейки признаётся евреем на государственном уровне (например, для получения гражданства в рамках Закона о возвращении в Израиле). Но в некоторых случаях, если отец нееврей, это может повлиять на его принадлежность к определённым религиозным общинам или на его статус в глазах некоторых течений иудаизма. Например, в ортодоксальном иудаизме такой ребёнок будет считаться евреем, но если он захочет вступить в брак с евреем, это может потребовать дополнительных проверок его статуса. А в реформистском иудаизме ребёнок будет признан евреем, если он воспитан в еврейской традиции.
Если же наоборот, отец — еврей, а мать — нет, ребёнок может быть признан евреем только после гиюра (процесса перехода в иудаизм). Его должен пройти либо ребёнок, либо жена-нееврейка.
Комментарии 2 948
Женщина может раздвинуть пятки перед кем угодно, а ребенка повесить на шею "законному" папаше
Ну представьте, каждая индуска или китаянка так бы делала, весь мир был бы только две нации..