Обсуждаемые темы

Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 10:22

"Феномен Сеченова": почему у нас 8-часовой рабочий день, зачем нужна перемены, выходные и отпуска

За 8-часовой рабочих день принято благодарить дедушку Ленина. Но почему 8 часов? Почему не 7 или не 9?
На самом деле всё научно обосновано, поставлены эксперименты и сделаны выводы. И благодарить за это надо Ивана Михайловича Сеченова ― это именно он доказал, что 8-часовой рабочий день — это оптимально, а самый лучший отдых — это смена деятельности. Но давайте расскажу, как он к этому пришёл.

Эксперименты Сеченова

Учёный-естествоиспытатель и физиолог Иван Сеченов ставил свои эксперименты в середине―конце XIX века. В одном из опытов он нагружал до чувства сильной усталости одну руку, в то время как другая находилась в покое. Затем руки менялись. Удивительно, но первая рука успевала хорошо отдохнуть, пока работала вторая. Самое главное, она восстанавливала работоспособность лучше, чем в случае, когда после работы одной руки покой был предоставлен обеим рукам. Явление тогда назвали «феноменом Сеченова».
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 10:19

10 мегаполисов Российской империи в начале ХХ века

Когда говорят о самых больших городах современной России, многие могут назвать с десяток городов-миллионников. Но мало кто скажет, какими были десять самых крупных городов Российской империи в начале ХХ века. Конечно, самыми крупными были Москва и Санкт-Петербург, а вот что насчет остальных...
Сегодня некоторые крупнейшие города того времени уже находятся в составе других стран. Так что это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, нужно вернуться в начало ХХ века.
Список городов составлен в порядке уменьшения количества населения. Данные взяты из "Статистического ежегодника России за 1914 год". Для подсчета использовали естественный и механический прирост населения. В первом случае было немного проще, так как рождение или уход из жизни фиксировались. А вот с перемещением людей было намного сложнее. Ведь многие просто переезжали жить в другие города и не отмечались. Поэтому указанное количество жителей в разных городах носит приблизительный характер.

Санкт-Петербург

Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 10:16

Профессии, о назначении которых сегодня сложно догадаться по названию

На Руси существовало много интересных и важных профессий, без которых нельзя было обойтись. Многие из них сегодня уже практически вымерли. Даже названия профессий звучат теперь для нас настолько необычно, что человеку XXI века сложно догадаться, в чём именно состояла работа того или иного древнерусского специалиста.

Дёгтекур (смолокур)

Дёгтекуров на Руси искали достаточно часто. Эта работа предусматривала добычу дёгтя непосредственно из берёзы! Дёготь до сих пор весьма востребован: его использовали для пропитки древесины, обработки обуви и одежды, изготовления сбруи для ездовых животных, смазывания различных механизмов и так далее. С использованием дёгтя также производили чёрную юфть ― так называемую «русскую кожу», «дышащую», но устойчивую к воде, плесени и вредителям.
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 09:47

6 случаев, когда изобретатели пожалели о своих изобретениях

Изобретатели эффективно двигают прогресс, однако не все изобретения оказываются такими полезными для человечества, как предполагали их создатели. История знает как минимум шесть изобретателей, которые пожалели о том, что изобрели.

Камран Логман ― создатель перцового баллончика

Этот человек в 1980-е годы работал в ФБР. Именно он изобрёл одно из самых популярных устройств для самообороны ― баллончик с перцем. Такое оружие не является летальным (серьёзные проблемы могут возникнуть лишь при индивидуальной непереносимости перца), но эффективно позволяет нейтрализовать угрозу со стороны нападающего, не причиняя серьёзного вреда.
Логман снабдил своё изобретение подробной инструкцией по безопасному применению. Однако полицейские США зачастую злоупотребляли устройством. В частности, перцовые баллоны использовали во время разгона вполне мирных студенческих протестов в университете Калифорнии в 2011 году. Карман долго старался добиться запрета чрезмерного использования своего изобретения, но ничего добиться ему не удалось.
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 09:17

«Русская Атлантида» — затонувшие города России

С 1930-х годов в России стало стремительно развиваться строительство таких гидротехнических сооружений как искусственные моря, ГЭС, водохранилища. Такие масштабные стройки всегда требовали «жертв»: ими стали некоторые города. Часть из них пришлось затопить полностью, некоторые ушли под воду частично, отдельные ― удалось перенести на новое место.
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 08:47

5 нужных когда-то профессий, которые сейчас почти забыты

На Руси существовало множество профессий, которые сегодня больше не нужны. Часть из них механизировали, исключив тяжёлый физический труд, остальные же ― сохранились локально в виде экзотического народного творчества.

Бондарь (бочар)

Когда ещё не было стеклянной и пластиковой тары, многие продукты хранили в деревянных бочках. Например, в них солили огурцы, выдерживали вина, готовили пиво, квасили капусту и много другое. Изготовлением бочек уже с X века занимались бондари: бочка делалась «с нуля», то есть и рубить дерево, и обрабатывать его мог один человек. Только металлические кольца, стягивающие бочку, делал кузнец. Само ремесло бочара называлось бондарство: лексема происходит от старославянского «бодня», то есть бочка или кадка. К началу XX века бондари почти исчезли, хотя раньше такие специалисты были буквально в каждой деревне.
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 08:43

Кто такие "шаромыжник" и "шваль", и при чём тут Наполеон

Вы знали, что французы пишут о результатах битвы под Бородино, как о победе? Об этом и о том, как преподносится одна и та же история в разных странах, я писал в прошлом году (ссылка будет в конце). Хорошо хоть разгром под Березиной пока что не отрицают.
Его, кстати, сложно будет отрицать даже самим французом, потому что идиома "Березина" очень прочно вошла во французский язык. Березина в современном французском языке — это полное, катастрофическое поражение. Так, например, французские футбольные болельщики называют разгром с большим счётом.
Что примечательно, льда на Березине (это река, если кто не знает) не было, то есть никакого смертельного мороза, о котором писал Наполеон в своих воспоминаниях, в конце 1812 года не было. И это одна из причин того позорного бегства французской армии. Был бы лёд, французы спокойно перешли бы реку по льду. А так им пришлось наводить понтоны, которые, к слову, были наведены, но по ним не успели переправиться.
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 08:42

Народные приметы, по которым раньше определяли погоду и урожайность

В те времена, когда не было ни Яндекс Погоды, ни гидрометцентра, ни любой другой официальной службы, публикующей прогноз погоды, люди смотрели вокруг себя и по поведению животных, виду неба и другим приметам довольно точно предсказывали погоду не только на следующий день, но и на месяцы вперёд. И всё это без компьютерного моделирования и системы спутникового слежения за циклонами и антициклонами.
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 08:15
03:33
Сложи дроби
3 873 просмотра
Этому не учат в школе
последний комментарий сегодня в 08:10

8 интересных фактов о русском языке, о которых не рассказывали в школе

Русский язык сложен и многогранен. В процессе развития он существенно видоизменялся и дополнялся заимствованиями из языков коренных народов Севера, а также иностранными словами. Многие интересные факты о «великом и могучем» вам вряд ли расскажут в школе.
Показать ещё