Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге «Мадхурья-кадамбини» приводит 6 причин, по которым энтузиазм не развивается должным образом. Здесь он описывает стадии неустойчивого преданного служения. И снова мы хотим применить это знание на практике, чтобы обрести стабильность и энтузиазм в духовной жизни. Утсаха-майи, внезапный энтузиазм ( начальная стадия бхакти)
Такое происходит с неофитами, когда новизна духовного пути окрыляет их. Поскольку преданные становятся частью нового процесса, он или она начинают считать себя особенными и раздуваться от гордости, что зажигает в них энтузиазм. Но надолго такого энтузиазма не хватает. Большинству из нас, когда мы встали на путь бхакти, или, другими словами, отправились в духовное путешествие, Кришна дает испытать особые ощущения и вкусы, чтобы у нас был энтузиазм, но такой энтузиазм неустойчив. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет причину утсахи-майи, чтобы мы могли упорно добиваться энтузиазма и поддерживать его, пройдя эту начальную стадию. Мы должны сделать энтузиазм неотъемлемой частью нашего бытия, а не оставлять его в качестве короткой эмоции, основанной на гордыне или самовлюбленности.Гхана-тарала. ( приливы и отливы энтузиазма)
Это значит, что человек то чувствует приливы энтузиазма, то погружается в спячку. Качество нашего служения (слушания, воспевания, памятования и т.д.) будет разниться в зависимости от того, в каком из состояний мы сейчас пребываем. Когда нас охватит энтузиазм, мы почувствуем, как сильна наша вера и будем совершать меньше аппарадх (оскорблений); соответственно враги ума не будут так докучать нам. Но стоит нам поддаться сонливости, как враги ума безжалостно поработят нас.Вьюдха-викалпа (
. Стадия, на которой сомнения лишают нас сил. Несмотря на то, что человек может до какой-то степени верить в то или иное философское положение, сомнения в основном оказываются сильней его убежденности. Преданный может давать какие-то обязательства или принимать определенные решения, но в последнюю секунду он побоится сделать решающий шаг из-за тяжких сомнений, одолевающих его. Человек ставит под вопрос все свои решения и постепенно утрачивает способность приходить к какому бы то ни было выводу. У него или у нее появляются такие вопросы: «Могу ли я действительно поверить, что Кришна желает мне добра?», «А что, если Бога вообще нет?», «А вдруг этот процесс не работает?». Такие вопросы увеличивают сомнения, а не веру.Вишайа-сангара. Стадия, на которой преданный выходит на тропу войны против материальных чувственных удовольствий. Вера уже победила сомнения, но человек все еще попадает под жернова бхоги-тьяги, постоянного выбора между наслаждением и отречением. Привязанность к наслаждению чувств по-прежнему сильна. На прошлых стадиях привязанность также существовала, но она не причиняла особых беспокойств, потому что сомнения заполоняли все наше бытие. Теперь мы изучили и осмыслили большую часть философии, но чувства и греховные желания все еще берут над нами верх. Несмотря на то, что преданный на этой стадии способен отличить хорошее от плохого, страсти ведут его к запретным поступкам.Нийама-кшама. Это стадия незрелой бхакти. Сомнения и привязанности почти исчезли, однако у человека не хватает воли, чтобы усилить и улучшить свое преданное служение. Ради совершенствования они дают обеты и принимают на себя обязательства, но в последний момент им не хватает сил, чтобы довести начатое до конца. Им не хватает зрелой преданности.Таранга-рангини. У преданного еще сохраняется привязанность к богатству, почету и признанию. Взойдя на эту ступень, человек уже почти подошел к цели. Он уже не находится на уровне неофита; он оставил бхога-тьягу, почти не подвержен сомнениям и поднялся над незрелой преданностью. Такие люди обладают всеми возвышенными качествами, однако часто становятся добычей пратиштхи, гордыни. Благодаря их возвышенным качествам и высокому уровню преданности к ним сами собой приходят деньги, слава и высокое положение в обществе. К несчастью, такие побочные продукты их служения мешают им испытать высшие проявления энтузиазма и любви к Богу.6 принципов, соблюдение которых приводит к энтузиазмуРупа Госвами дает нам 6 принципов, соблюдение которых приведет нас к зрелой бхакти и непременно наградит высшим энтузиазмом. В списке этих принципов утсаха стоит первой:Утсахан нишчайад дхарйатТат-тат-карма-правартанатСанга-тйагат сато вриттехШадбхир бхактих прасидхйати«Существует шесть принципов, следование которым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен: 1) действовать с энтузиазмом, 2) быть уверенным в своих действиях, 3) проявлять терпение, 4) следовать регулирующим принципам (таким, как шраванам киртанам вишнох смаранам – слушание повествований о Кришне, воспевание Его и памятование о Нем), 5) отказаться от общения с непреданными, 6) идти по стопам великих ачарьев прошлого. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении».Шрила Рупа Госвами (книга «Нектар наставлений», текст 3)Действовать с энтузиазмом. Если мы не проявляем рвения в своей деятельности, то можем готовится к еще одному материальному телу, поскольку недостаток рвения указывает на порабощение нас врагом. Вопрос состоит в следующем – позволим ли мы врагу, который напал на нас, полностью уничтожить нас или сделаем все необходимое, чтобы уничтожить его?Быть уверенным. Если мы неуверенны, мы не станем с готовностью и верой следовать за гуру, садху и шастрами. Это приведет к тому, что мы начнем выдумывать что-то свое и в конце концов сойдем с пути.Проявлять терпение. Энтузиазм и устремленность указывают на то, что мы радостно предвкушаем свое будущее, но вместе с тем мы должны проявлять терпение. Каким образом эти два состояния уживаются вместе? С одной стороны, если у нас не хватает терпения, и мы просто прокладываем себе путь одним своим энтузиазмом, мы забудем о том, что Кришна – Высший Управляющий. Вместо того, чтобы признать за Кришной право устраивать все по Его воле, мы будем злиться, когда желаемое не будет исполняться согласно нашему плану. С другой стороны, если мы прекратим действовать с энтузиазмом и будем просто сидеть и ждать от Господа милости, то наше сознание ослабнет и будет открыто для врагов ума. Мы начнем сомневаться, а стоит ли вообще стремиться к нашей цели. В действительности, мы должны испытывать энтузиазм и духовную жажду, оставаясь в то же самое время терпеливым. Мы должны с пылом браться за служение, как будто от этого зависит сама наша жизнь, но не позволять себе забывать, что Кршина и Его слуги сделают все для нас в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Как например, на работе – служащий трудится, не покладая рук, с уверенностью, что начальник ответит на его старания соответствующей зарплатой. Он знает, что обещанный чек будет выдан, стоит ему лишь упорно работать. Этот пример поможет нам решить кажущееся противоречие между энтузиазмом и терпением.Следовать регулирующим принципам. Регулирующие принципы – это наше лекарство. Если больному поставили верный диагноз, то соответствующие лекарства и режим будут играть первостепенную роль в его выздоровлении. Регулирующие принципы предписаны нашими ачарьями и играют важнейшую роль в нашем благополучии.Отказ от общения с непреданными. Стремительно продвигаясь по духовному пути, мы должны обращать особое внимание на то, как влияют на нас люди, поддавшиеся депрессии, подавленности, чувству вины, гневу, тревогам и еще многим последствиям деятельности врагов ума. Если во время войны ваш сослуживец стал трусом или предателем, сможете ли вы беззаботно общаться с ним и раскрывать ему свое сердце и душу? Этот человек превратился в пособника врага. Подобным же образом, если вы находитесь рядом с тем, кто болен заразной болезнью, вы должны соблюдать особые меры предосторожности. Вот почему это наставление (отказ от общения с непреданными) является просто практическим соображением. Если мы хотим достичь цели, мы должны тщательно выбирать круг общения.Следовать по стопам предыдущих ачарий. Нам нужно изучить жизни своих предшественников, которые достигли успеха на пути бхакти. Мы хотим следовать им, но не подражать.Все эти 6 принципов пробудят в нас чистые духовные эмоции, обогащенные культурой бхакти. Неверно направленный энтузиазм приведет человека к неприятностям, в то время как верно направленный энтузиазм поможет нам обуздать свой ум и чувства, а не служить им, подобно бесправному рабу. Вот что сказано в комментариях к этому тексту из «Нектара наставлений»:«Нам следует отнестись к возможности вернуться домой, обратно к Богу, с огромным энтузиазмом. Без энтузиазма невозможно добиться успеха. Даже в материальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художнику – каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузиазм подразумевает деятельность – но ради кого? Ответ таков: действовать следует только для Кришны.Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении Господу абсолютно все (нирбандха кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате). Преданное служение – это не пассивная медитация, но практическая деятельность, лежащая в основе духовной жизни».Мы не сможем следовать остальным принципам, если у нас нет энтузиазма. Уровень энтузиазма будет своего рода барометром, по которому мы можем сверять свой прогресс.Автор: Бхакти Тиртха СвамиИсточник: книга «Духовный воин 5: Превращение ума в своего лучшего друга»==================================================
Интересно, что санскритское слово Утсаха имеет почти такое же этимологическое значение, что и западное слово энтузиазм. На одном из Одесских фестивалей Сухотра Махарадж объяснил это слово следующим образом:“В Шри Упадешамрите приводится слово утсаха. В этом стихе описываются шесть определенных видов деятельности, которые усиливают наш вкус к преданному служению. Утсаха означает энтузиазм. Это слово очень важно и интересно само по себе. Корень “ут” указывает на то, что находится за пределами, то есть трансцендентную реальность. В Веданта-сутре этот корень упоминается как одно из имен Бога, причем очень важное. Есть также другие имена Кришны, которые происходят от этого корня, например Уттама или Уттама-шлока. “Ут” означает Кришна или Бог, а “Саха” означает «вместе с». Таким образом, Утсаха означает быть вдохновленным Кришной из сердца.”
Преданные медитируют на смысл гаятри мантры
Чтобы получить утсаху - вдохновение из сердца, дважды инициированные преданные медитируют на смысл гаятри мантр, которые заканчиваются двумя важными словами “дхимахи” и “прачодаят”. Слово “дхимахи” означает медитировать. “Дхи” происходит от слова “будхи”, которое означает то, что мы культивируем при помощи нашего разума. А слово “прачодаят” - это горячая просьба: “Пусть Он вдохновит нас”. Таким образом, преданный молит своего духовного учителя, Господа Чайтанью и Шри Шри Радха Кришну о разуме и глубоком энтузиазме, необходимом в чистом преданном служении. Ваидхи-бхакти анушиланам
В своих беседах Сухотра Махарадж нередко затрагивал тему Утсахи и часто говорил о том, чтобы мы не ждали, что энтузиазм однажды просто упадет случайно нам на голову с неба, и мы начнем служить Кришне как угорелые. Нет, утсаха является следствием осознанного культивирования. Шрила Рупа Госвами описывает это как Кришна-анушиланам (духовное благоговейное культивирование преданного служения, не смешенное с кармой или гьяной, и которое доставляет Кришне радость). Анушиланам означает постоянные усилия, которые, подобно потоку меда, совершаются без каких-либо остановок.На нашем уровне ваидхи-бхакти анушиланам заключается в том, чтобы быть полностью занятыми деятельностью в сознании Кришны. Это, в первую очередь, означает повторять ежедневно Святое Имя, поклонятся Божествам, служить преданным, совершать остальные виды преданного служения и слушать о Кришне в обществе Вайшнавов:Сатам прасангам мама вирйа самвидах
Бхаванти хрит карна расаяна катха
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати
“Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому свое время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становится еще сильнее. Tак рождается истинная преданность и начинается преданное служение.”
(ШБ 3.25.25)
Проводники духовной энергии сварупа-шакти,
Все эти вещи (Шримад Бхагаватам, Святое Имя, Божества, Вайшнавы, жизнь в Святой Дхаме) являются проводниками духовной энергии сварупа-шакти, которая преображает, одухотворяет и наполняет наше сознание энтузиазмом (En Teos Asm). Несомненно, главным проводником такой духовной энергии в нашей жизни выступает наш духовный учитель:“Йогамайа, божественная энергия взаимоотношений и единения, проявляется как Дивйа Сарасвати (богиня духовного знания) через форму гуру, чтобы вдохновить ученика, дав ему Кришна-самбандху, абхидею и прайоджану. Чистый преданный, духовный учитель, является проводником сварупа-шакти Верховного Господа. Сварупа-шакти - это комбинация энергии знания Кришны (чит или самвит-шакти) и Его энергии блаженства (ананда или хладини-шакти), олицетворением которых являются Господь Баларама и Шримати Радхика. Поэтому слово "аим" указывает на духовного учителя как на источник трансцендентального знания и духовной силы, берущей начало в Шри Баладеве, изначальном духовном учителе. "Аим" относится также к Шримати Радхарани, экспансией которой является Дивйа Сарасвати. Поскольку духовный учитель учит ученика, как обрести трансцендентальное блаженство (энтузиазм) в служении Кришне, он является также представителем Шримати Радхарани.”
(Маханидхи Свами. Гаятри)
Всегда ваш слуга Радха Говинда Даса. Что такое энтузиазм и как его обрести | Сознание Кришны | Статьи | Общество Сознания Кришны Республики Молдова
Нет комментариев