АСКЕЗЫ В ГУНАХ...
Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами.
Как выглядит в жизни аскеза для тела, для речи, для ума.
В чём заключается аскеза для тела, одним словом?
Почитание старших, почитание тех, кто выше нас.
В чём заключается аскеза для речи, одним словом?
Говорить о Кришне на основе Священных Писаний.
И, в конечном счёте, оно будет правдивым, приятным, если знать, как это говорить.
И в чём заключается аскеза для ума?
Всегда думать о благе других. В этом суть аскезы ума.
Дальше после этого, что описывает Кришна? Он описывает аскезу трёх видов, в трёх гунах материальной природы.
“Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют
Тапасьей в гуне Благости”.
“Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почёт, уважение и вызывать благоговение у людей, является Тапасьей в гуне Страсти.
Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго”.
“Аскезу, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием
или делается ради того, чтобы причинять вред или принести гибель другим, является Тапасьей в гуне Невежества”.
Кришна, после того, как Он перечислил аскезу для ума, для тела и для речи, говорит об аскезах в гунах материальной природы.
Первая, это аскеза в Саттва-гуне.
И какова основная характеристика аскезы в Саттва-гуне? Человек делает это не ради себя. Человек делает это ради Кришны. Человек делает это ради Кришны без ожидания материальной выгоды. Какова основная характеристика аскезы в гуне Страсти? Ради плодов. Из гордости, ради славы, ради чести, ради почёта, ради плодов. И каков результат этого всего?
Что говорит Кришна о том, что случается с таким человеком, который совершает аскезу ради того, чтобы получить плоды.
Она не постоянная.
Что значит, что она не постоянна? С одной стороны, когда мы получаем плоды, мы прекращаем аскезу.
И ещё одно очень важное обстоятельство, которое нужно знать, чтобы чётко понять вот эту аскезу в гуне Страсти это то, что у этой аскезы нет устойчивых результатов.
Тут Кришна говорит: “Раджас чалам адхрувам”.
Это значит не постоянная, не твёрдая .
Во-первых, само отношение к аскезе не твёрдое, человек не может заниматься этим долго. Но второй очень интересный аспект этого это то, что результат этой аскезы тоже приходящий. Если результат аскезы в гуне Благости приходит к человеку и он остаётся с человеком, то результат аскезы в гуне Страсти, каков? Какой результат аскезы в гуне Страсти? Слава, почёт и всё. То есть, суть этого утверждения в том, что человек получает всё то, что он хочет получить сразу же, на месте и больше ничего другого он не получает.
Это очень важное обстоятельство. Если я совершаю аскезу и при этом очень горжусь. Если я при этом хожу и говорю: "Смотрите на меня, какой я аскетичный".
То люди будут восхищаться этим. Но это будет единственный результат вашей аскезы. Если вы поститесь на Экадаши и при этом ходите и всем говорите: "А ты постишься? А я пощусь. А ты сегодня спишь? А я не сплю". То, собственно, этим всё и закончится.
Ни какого другого результата, вы не получите, кроме того, кто-нибудь раскроет рот и подумает: "Нада же какой дурак, не спит на Экадаши!!!". Единственный реальный результат, который вы в результате получите и ничего больше вы не получите. Никакого иного результата, действительно какого-то блага, длительного блага, которое можно получить, в результате такой аскезы вы не получите. Все плоды вы получаете прямо сейчас, потому что вы их хотите. Вы хотите чести, вы её получаете. Больше вы ничего не получите.
И, наконец, аскеза в гуне Невежества, что это такое?
Из глупости. Шрила Прабхупада очень хорошо говорит. Аскеза ради неосуществимой цели. Какой пример аскезы из глупости. Хиранйакашипу. Хиранйакашипу, когда он поставил перед собой цель — стать бессмертным
Хираньякашипу захотел стать бессмертным. Он хотел, чтобы его никто не мог победить, чтобы к нему не подступали ни болезни, ни старость и чтобы он всегда был защищен от любых врагов. Так он намеревался стать единовластным правителем вселенной. Ради этого он отправился в долину у подножия горы Мандара и стал предаваться медитации и суровой аскезе.
Полубоги, увидев, что Хираньякашипу погружен в медитацию, вернулись в свои обители, однако через некоторое время из его головы стало вырываться пламя, причинявшее жестокие страдания не только полубогам, но и птицам, зверям, людям и остальным обитателям вселенной. Когда на высших и низших планетах стало невыносимо жарко, полубоги, встревоженные обрушившимся на них бедствием, вновь покинули свои планеты и отправились к Господу Брахме, чтобы просить его спасти всех от смертельной опасности. Они рассказали Брахме, что Хираньякашипу, не довольствуясь отведенным ему жизненным сроком, решил обрести бессмертие и стать владыкой всех планет, включая даже Дхрувалоку.
Эта глава ( Шримад Бхагаватам П 7 Гл 3 ). повествует о том, как Хираньякашипу ради материальных целей подверг себя необычайно суровой аскезе, которая обернулась великим бедствием для обитателей всех планетных систем. Даже Господь Брахма, повелитель этой вселенной, был немало встревожен и лично отправился к Хираньякашипу, чтобы спросить, для чего тот совершает столь ужасную аскезу.
- https://youtu.be/QbufgA_rk9E