В этот день в 1972 году была под Феодосией выполнена первая посадка Як-З6М (Як-38) на палубу противолодочного крейсера «Москва». Её выполнил лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах, который 22 ноября также впервые совершил всзлёт с палубы авианесущего крейсера.
Опытный Як-З6М сел на первый построенный к тому времени вертолётоносец «Москва» для выполнения контрольной программы лётных испытаний. С учетом их результатов было сделано предварительное заключение рекомендовать самолёт к серийному выпуску, а через два года первые две машины опустились на палубу нового тяжелого авианесущего крейсера «Киев».
На дворе была эпоха развитого социализма. После перевнства в космосе стране нужны были самолёты вертикального взлёта, сторобные конкурировать с британскоми истребителями-бомбардировщиками «Харриер». Такой моделью пытался стать Як-36М. Основной проблемой была высокая посадочная скорость машины, из-за чего его прозвали «бешеным огурцом».
Даже после его доработки, отладки, запуска в серийное производство – уже под номером Як-38 – в авариях и катастрофах погибло 48 из 231 выпущенной машины, в каждой из которых сидело по летчику. Як-38 разбивался, в основном, о палубы авианосцев.
Но «холодная война» требовала от нас морской авиации, и та создавалась вопреки всем проблемам и была, наконец, создана на жизнях испытателей, а затем и на жизнях простых строевых летчиков, одним из которых был Герой Советского Союза Михаил Сергеевич Дексбах, который в этот день 52 года назад совершил практически невозможное.
#запискиподводника #подводникпишет
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев