Ивановское Курской области родился Герой Советского Союза (посмертно), капитан 2 ранга Всеволод Борисович Бессонов.
В 1955 году закончил 1-е Высшее военно-морское училище (впоследствии ВВМУПП). Проходил службу на дизельных подводных лодках КСФ: с октября 1955 года — командир торпедной группы, с мая 1957 года — командир БЧ-2, с декабря 1957 — помощник командира «С-144», на этом корабле в августа-сентябре 1957 года участвовал в испытаниях ядерной торпеды на полигоне Новая Земля, за что награждён первым орденом Красного знамени. С апреля 1959 года — командир БЧ-3 «К-102». В марте 1961 года переведён на атомные подводные лодки и назначен помощником командира корабля — командиром БЧ-3 АПЛ «К-50», а в январе 1962 года — помощником командира АПЛ «К-133». В 1965 году окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ. С сентября 1965 года — СПК АПЛ «К-8» проекта 627А «Кит». С февраля 1968 года — её командир.
В начале апреля 1970 года находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море подводная лодка «К-8» была направлена в район Северной Атлантики для участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70».
8 апреля в Бискайском заливе, севернее Азорских островов в 22 часа 31 минуту началась борьба за живучесть «К-8». В рубке гидроакустиков внезапно возник пожар. Одновременно командиру корабля поступает доклад о пожаре в 7 отсеке, где загорелись патроны с регенерацией. Это очень серьёзно — температура горения в 3000 градусов, а погасить практически невозможно, поскольку в патронах концентрированный кислород. Начинается всплытие с глубины 160 м.
Командир корабля даёт приказ увеличить скорость на всплытие с 10 до 16 узлов. В 22:36 лодка всплывает. В эти 5 минут в 7-м отсеке заживо сгорают матросы Паньков, Бурцев, Колесников, Мищенко и Фролов, которые обеспечивали работу механизмов расхолаживания реакторов — пост не покинул никто. Но опасность взрыва атомных реакторов всё равно велика. Тогда 4 офицера — В. Хаславский, А. Чудинов, Г. Чугунов и Г. Шостаковский наглухо задраивают переборки, отлично понимая, что выхода наружу уже не будет, продолжая глушить реакторы. И успевают. Но — ценой жизни. Вот их последние слова: «Кислорода больше нет. Ребята, прощайте!» Так был предотвращён взрыв реакторов и мировая радиационная катастрофа.
Наверху пожар продолжал бушевать. В жилом 8-м отсеке находились лазарет и камбуз. Вместе с жаром туда вскоре начал поступать угарный газ, а люк для выхода наружу отдраить никак не удавалось. ИДАшек на всех не хватало. В частности, ИДА старшины 1 статьи Юрия Ильченко остался в другом отсеке. Сам Ильченко лежал в лазарете после полостной операции, сделанной несколько дней назад. Зато ИДА был у врача, НМС Арсения Соловья. Он, воспользовавшись своим служебным положением, заставил больного старшину подключиться к своему ИДА: «Я тебя обязан спасти. Я тебя прооперировал, и за тебя в ответе. А за меня не беспокойся». Через несколько минут доктор умер.
Всего к утру 9 апреля от огня и дыма погибло 30 человек. В 14:15 около гибнущей подводной лодки, которая могла отправить сигнал бедствия не дальше чем на 10 миль, показалось судно. С борта «К-8» его определили как канадский сухогруз «Clyv de Or». После того, как оно описало дугу и скрылось за горизонтом, над «К-8» появились разведывательные самолёты НАТО, принялись фотографировать беспомощную подводную лодку и сбрасывать вокруг неё радиобуи — видимо, в надежде заполучить лодку как трофей.
И только утром 10 апреля помощь пришла. Болгарский транспорт «Авиор» под командованием русского капитана Рэма Смирнова. Его имя составлено из трёх модных некогда слов — «Революция», «Энгельс», «Маркс». Воспитание — советское. Смирнов, получив сигнал бедствия, пришёл сразу. И, невзирая на начинающийся шторм, сумел наладить эвакуацию экипажа. Когда шторм разыгрался уже всерьёз, транспорт, сильно рискуя, оставался рядом и защищал лодку от волн.
«Авиор», а также подошедшие в ночь на 11 апреля суда «Комсомолец Литвы», «Касимов» и «Харитон Лаптев» готовы были принять на борт всех членов экипажа «К-8», оставшихся в живых. Но командир Бессонов оставить свой корабль отказался наотрез. Вместе с ним — ещё 21 человек. Остальных было решено эвакуировать. Но кое-кто от эвакуации отказался. Например, старшина 1 статьи Леонид Чекмарёв, который отдал своё место в шлюпке старшине 2 статьи Кирпиченко: «Пусть он идёт — у него дома жена и маленький сын!»
22 советских моряка в условиях шторма в 8 баллов боролись за живучесть корабля до 12 апреля. Боевая смена ушла вместе с подводной лодкой «К-8» на дно в полном составе. Это была первая потеря советского атомного флота. Душу свою за други своя. 37-летний командир «К-8» Всеволод Бессонов наряду с капитаном медицинской службы Арсением Соловьём остались в памяти всех подводников в названиях улиц в Гремихе.
#запискиподводника #подводникпишет
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев