14 августа 1964 года экраноплан КМ во время испытаний впервые оторвался от воды и «лёг на экран».
Что вы знаете об экранопланах, кроме того, что это была дерзкая идея, удачно реализованная в нашей стране? У этого чуда техники времён расцвета СССР аэродинамическая компоновка крыла была оптимизирована для полёта с использованием "экранного эффекта" – под самолётом, летящем над морем на сверхнизкой высоте (несколько метров) образуется сжатие воздуха (воздушная подушка), увеличивая его подъёмную силу.
В 1964-1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата - экраноплана «КМ», получившего у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр». Так расшифровали американцы буквы КМ – корабль-макет – на борту экраноплана. Главным конструктором был Р.Е. Алексеев, ведущим конструктором - В.П. Ефимов.
Что мы имеем? Огромный летящий над морем объект (к примеру, "Орлёнок" 58 м в длину, 16 м в высоту, с размахом крыла 31 м, а "Лунь" ещё громоздче) за счёт низкой высоты полёта абсолютно недосягаем для радаров, исключительно грузоподъёмен и очень опасен для противника.
Малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ) проекта 904 мог легко отрываться от поверхности экрана и переходить в самолётный режим полёта, поднимаясь на высоту до 3000 метров. Предназначался для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, мог взлететь при высоте волны до 2 метров и развить скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществлялась через откидывающуюся вправо, вместе с кабиной пилотов и стартовыми двигателями носовую часть. Был способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Мог свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения, просто перелетев над ними.
Районом базирования экранопланов стало Каспийское море. В мае 1982 года они впервые приняли участие в крупных общевойсковых учениях: выйдя на пологий берег в Туркмении, они в течение минуты (!) высадили две роты морпехов и ещё через несколько минут были уже вне зоны досягаемости. Скорость доставки и быстрота высадки ошеломила военную комиссию.
На опытном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок», и уже в 1987 году вступил в строй экраноплан-ракетоносец «Лунь».
Всего планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят». Но всем дерзким проектам рано или поздно приходит конец. В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок. И правильно сделал, как вы думаете?
#запискиподводника #подводникпишет
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев