Особенно если он построен на истине, если это не чистая ложь, а полуправда. Но обезопасить себя от недостоверной информации в сети возможно! Для этого нужно внимательнее и критичнее подходить к информации и постоянно напоминать себе о нескольких важных правилах.
Итак, рассказываем, как не стать жертвой фейков.
1. Сомневайтесь.
Когда просматриваете новую информацию, включите разумный скепсис. Подделать сегодня можно все, даже фото и видео.
2. Проверяйте информацию.
Фейки приживаются из-за информационного вакуума. Часто даже простой запрос в поисковой системе может помочь провести фактчекинг. Постарайтесь уточнить информацию на сайтах крупных СМИ, ответственных структур и организаций. Проверяйте адреса сайтов: ошибка в названии или странный домен — сигнал о том, что с источником что-то не так.
3. Отличайте мнения от фактов.
Не принимайте на веру теории без доказательной базы. Например, манипуляцией могут быть апелляции к «знакомым», «учёным», «общему мнению». Задайте себе вопрос: «Автор описывает действительность или просто излагает теорию?».
4. Будьте осторожны с информацией, которой у вас пытаются вызвать сильные эмоции.
Спросите себя: «Почему автор именно так преподносит информацию? В чем он хочет меня убедить и какую эмоцию вызвать?». Достоверные новости содержат ссылки на источники, цитаты экспертов и т.д. – в них нет эмоциональной составляющей.
5. Обращайте внимание на заголовки.
Кликбейтные заголовки — сигнал к тому, что информацию нужно проверить. Например: «Шокирующие последствия...», «Вы этого никогда не видели».
6. Обращайте внимание на лексические манипуляции.
Это может быть навешивание ярлыков, использование клише, слова с эмоциональной окраской, яркие метафоры, личные оскорбления или обобщения. Например: «все понимают, что», «беспрецедентные меры», «наконец-то выяснилось!»…
7. Если информация пришла из аккаунта в соцсети, проверьте его. Если вы видите перед собой новую страницу, скорее всего это фейк.
8. Замечайте императив.
Сигнал к тому, что материал фейковый – настойчивая просьба о распространении или побуждение к нерациональному действию. Например, «Не пейте воду», «Срочно закройте окна» и т.д.
9. Обращайте внимание на синтаксические и орфографические ошибки, лишние пробелы и пр.
Это также может быть автоматический перевод иностранного источника.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев