В рамках празднования юбилея Таштыпского района состоялся конкурс «Моё подворье», где сельсоветы должны были представить свою культуру и быт.
Состав жюри был весьма внушительным: заместитель Главы Республики Хакасия Михаил Побызаков, депутат Верховного Совета Василий Шулбаев, помощник руководителя Аппарата Правительства Республики Хакасия Нина Шейерман, представитель Лиги хакасских женщин «Алтынай» – Нина Бурнакова. И автор этих строк. И скажу вам, решать, какая же из восьми юрт, представленных на празднике лучше, задача невероятно сложная! Потому что в каждом из восьми подворий сельсоветов была своя изюминка.
❓Каким критерием должно соответствовать подворье – победитель? Первое и основное – национальный колорит. То есть сельсоветы при оформлении должны учитывать особенности того народа, который они представляют. Колор – цвет, и этот цвет складывается из массы оттен-ков: традиционная одежда, культура, религия, кухня, история народа. А если у нас, что не сельсовет, то палитра национальностей в сорок с лишним цветов? Из этого тоже можно сделать изюминку.
🔶Так поступили Матур, Нижние Сиры, Большая Сея и отчасти Таштып. Получалось это с разной степенью успешности. Так у входа в юрту Большой Сеи жюри встретили цыганки, а в юрте – татары, русские, хакасы. Но вы попробуйте перебить культуру цыган: такая яркая, что потом весь обряд угощения и крутился возле чернооокого развеселого племени. «А попробуйте борщ цыганский!» и все прочие народности будто ушли в тень. Все мысли занял вопрос: «А откуда в Большой Сее цыгане?»
Нижнесирский сельсовет представил чувашскую, русскую, хакасскую культуру. На стенах юрты фотографии семей. Очень разных семей. И веселая, озорная гармонь в руках Владимира Маслова, и дружный звонкоголосый хор сирцев в соломенных шляпах и шляпках. Прелесть!
Таштып – это на века сплетшиеся культуры: хакасская и русская казачья. Правда, русского на этом подворье было все же больше. Как ни крути, Таштып основан казаками. Это сразу и бесповоротно дал понять хор ветеранов «Калина красная». Они и встречали гостей и провожали. Притянули взгляд жюри и стены юрты, которые представляли своеобразный экскурс в историю Таштыпа – от казачества до наших дней.
– Сюда можно гостей на экскурсию водить, как в музей, – был вывод.
А подворье? Это было именно русское подворье. С колодцем, плетнем, рабочим инвентарем, даже деревянные покосные, давно забытые грабли нашлись.
Если бы первое место нужно было отдать за самый яркий многонациональный колорит, мои баллы достались бы Матуру. Грамотное режиссерское решение – все национальности сначала прошли в «ручейке» рука об руку, а потом закружились в хороводе, давая вдосталь налюбоваться костюмами. Да и стол у матурцев был самым «многонациональным». Причем, им удалось избежать мешанины и ощущения скученности. Все очень четко. И вишенка на торте – азербайджанская кухня. От долмы – собрат наших голубцов, но в виноградных, а не капустных листьях до микроскопических пельменей – дюшбары. Этих крохотных «дюшбариков» на ложку должно уместиться 10 штук. И они уместились. И оказались очень вкусными. Интересно, что традиции далекого Азейрбаджан бережет русская женщина Светлана Иванова, в свое время прожившая в там много лет и полюбившая эту древнюю, удивительную страну.
🔶Отдельным и важным условием была фотозона. У Нижних Сир это была целая выставка кукол в национальных костюмах, которые сшила Тамара Бурцева. Единственный минус этой фотозоны – хотелось не в ней фотографироваться, а её фотографировать. И бесконечно любоваться тончайшими национальными узорами костюмов. Таштып установил огромную надпись «Я люблю Таштып» возле которой, то и дело, кто-то позировал. Арбаты в своем строгом минимализме были хороши – тюк сена и седло. И этого было достаточно, чтобы подчеркнуть казачий дух арбатцев.
Имекцы за основу взяли обряд новоселья в казачьей избе. Интереснейший и стилизованный. Провели его Денис Миронов, Надежда Карамашева и Нина Кузнецова. Что дарить, как дарить, какой смысл имеют подарки новоселам – кажется про все рассказали просто, доступно, красиво, музыкально. Обряд завершили лихой фланкировкой шашкой.
🛖В каждой юрте было на что посмотреть и что попробовать. Но, помним главное условие – национальный колорит. И это более всего удалось трем сельсоветам: Анчульскому, Арбатскому, Бутрахтинскому. По велению алфавита все три подворья стояли рядом. Именно с них комиссия и начинала свое путешествие в многонациональный мир района. И встретили они так, что невольно подняли планку конкурса выше высшего.
Уже в Анчуле нам показалось – это лидер. Встреча на двух языках. На столе десятки национальных блюд. В основном – таежных. Салат из папоротника, мочёная брусника и клюква и грибы соленые несколько видов, жареный дикий гусь, рыба – в нескольких блюдах, угре и потхы, айран и талган. «Просто той какой-то» – невольно вырвалось. Причем к столу прилагается и буклет с рецептами блюд. Уж не знаю, как, но анчульцы передали не просто национальный хакасский колорит, они передали колорит своего села. Вот такой вот он Анчул – в своей суровой, строгой, таежной щедрости. Где все очень просто и вместе с тем от души.
Арбатское подворье – казачье богатое подворье. Разноцветие юбок, лампасы казаков. И аутентичный обряд встречи «Здорово, станичники, как ночевали?» и «Кому чару пить, кому здраву быть?» Вот так встречали жданных гостей. Интересная черта – музыкального сопровождения нет, никаких тебе фонограмм.
– Мы нарочно не использовали музыкальное сопровождение, – по-яснит после Ирина Соловьева, руководитель Арбатского СДК, – Что бы все выглядело по-настоящему.
Именно так оно и выглядело. Превратить юрту в казачью горницу задача сложная, но арбатцы с ней справились. Домотканые дорожки, фотографии на стенах, иконы под вышитыми рушниками (крестишься машинально – это не декор, это настоящие образа). Не забыты даже окна с рифиченными занавесками. И стол, как положено под белой скатертью. А на нем чего только нет. Хворост – розанцы, такой, как бабушка жарила, шаньги, казачий кулеш по старинному рецепту, капустка квашенная, пироги и пирожки, квасы и морсы.
Вот так очень по-настоящему, очень по-казачьи. Содружество музея, клуба, сельсовета налицо. Только сообща и можно было воссоздать строгий и одновременно щедрый казачий колорит
«Нет, вот это лидер», – думаю и иду вслед за конкурсным жюри в юрту Бутрахтов.
И застываю. Бог мой! Какая красота! Юрта утопает в зелени берез. И яркий, как летнее небо, ряд бутрахтинцев в национальных костюмах. Встреча по всем национальным канонам. И, конечно, на хакасском язы-ке. Это же Бутрахты – центр национальной культуры. Великолепно оформленное подворье. Сразу обращает на себя внимание две фотозоны. Одна в форме сердца, другая – фигуры женщины и мужчины в национальных костюмах, вместо лиц отверстия. Подставляешь свое лицо и оп ля – ты в хакасском костюме.
Юрта, как ей и положено, поделена на женскую и мужскую поло-вину. А стол! Более пятидесяти национальных блюд! И каждое блюдо имеет хакасское название и русский перевод. К примеру «Чалбах – лепешка на жиру» «Тёс хара – баранья грудка», «Хан – кровяная колбаса». Такой своеобразный кулинарный словарь из пятидесяти наименований. Представляет блюда и рассказывает о традициях и обрядах Полина Григорьевна Чебочакова – учитель и человек, бесконечно знающий и любящий свой народ, культуру, язык. И она же с гордостью представляет «изюминку» стола:
– Мы разыскали рецепт старинного хакасского блюда орамыс. Оно представляет из себя рубец (самый большой отдел желудка КРС – ред.), фаршированный несколькими видами мяса, ливера, кишок, сала.
Орамыс оказался очень вкусным и сытным. Пробуем все. Ведь не каждый день ты ешь блюдо, рецепт которого дошел из глубины веков. Провожают нас так же по всем обычаям. С напутствием на хакасском языке и добрыми пожеланиями
🏆Надо ли говорить, что бутрахтинцы стали безоговорочными победителями конкурса подворий! Именно они получают высший балл и за кухню, и за убранство, за оригинальное блюдо, за фотозоны. Второе место у арбатцев. И третье у таежников-анчульцев.
Специальным дипломами отмечены еще пять сельсоветов. Матур-ский – «За самое оригинальное национальное блюдо» – за представленную азейрбаджанскую кухню. Большесейский – «Самая радушная хозяйка» – за росплеск цыганских юбок и широту души. «Блюдо для всей семьи» – этот диплом завоевал Нижнесирский сельсовет – за обилие на столе сладостей, которые одинаково любят и дети, и взрослые. «Лучшая фотозона» – у имекцев. Диплом за «Национальный колорит» – заслуженно увозит Таштыпский сельсовет!
И нельзя обойти молчанием, что в каждом подворье встречал гостей и глава сельсовета. Такая активность хозяев территорий просто не может не радовать. Молодцы, главы! И спасибо вашим учителям, культработникам, специалистам сельсоветов – всем, кто подарил нам национальный колорит Таштыпского района!
Автор: Наталья Ковалёва
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2