5. Богочеловек и Человекобог
С самого начала существуют два течения мысли и два отношения к делу Христа. Люди как бы делятся на две группы, и каждая группа видит во Христе разное и ожидает от Него другого.
Одна группа ожидает от Христа устройства земной жизни. Другая: спасения души.
Во-вторых: первая группа склонна видеть в собрании христиан совершенную, божескую организацию, которая, устрояя земную жизнь, даст, кроме того, и спасение души – если таковое существует. Тут центр тяжести, несомненно, в земном.
Другая группа смотрит на земную жизнь, как на незначительный момент жизни человека, взятой в ее бесконечной целости.
В-третьих: для первой группы Христос – пророк и установитель царства Божия на земле. Его царство, это – царство мира и единения людей на земле.
Для второй группы: Христос – Зерно, Начаток, Источник и Глава нового, небывалого до Его пришествия, Организма, обладающего новой, небывалой (для людей) до того жизнью другого порядка по существу. Это – главное в христианстве; все остальное – второстепенное и составляет естественное приложение. Этот новый Организм назван Телом – Церковью Христовой. Это значит – Богочеловеческий Организм. Тут, следовательно, полная аналогия с тем, что для верующего был исторический Христос.
С тою только разницей, что исторический Христос жил на земле в естестве человеческом жизнью личной, а ныне Христос в теле Своей Церкви – из естества человеческого – живет жизнью соборной. Соборной в том смысле, что отдельные люди, как «живые камни», составляют часть – органическую – Его Тела, храма Его Тела.
При таком представлении должна существовать полная аналогия между историческим Христом и Его Церковью. Если были благочестивые люди, вроде Гамалиила, которые не видели Христа (Деян.5:34–40), то и ныне должны существовать благочестивые люди, которые могут не видеть Христа в Его Церкви.
Из расспросов я вижу, что нет ни одного возражения, ныне делаемого против Церкви, которое бы, в свое время, не делалось против Христа. (97–98)
Если вникните в отношения иудейского законника к Иисусу, то увидите, что драма и трагедия происходили оттого, что иудейские законники никак не могли примирить в своем сознании две вещи: полное Божество и полное человечество Плотника из Назарета. Если Вы только вообразите, что Иисус «выразил» одно из двух: или полное Божество, или же полное человечество, то Вы увидите, что не могло бы произойти того, что происходило между Ним и законниками.
Совершенно в таком же положении и Богочеловеческий Организм, называемый Церковью.
Если вникните во все то, что выставляется против Церкви, Вы увидите, что соблазны и недоумения имеют своей причиной именно существо Церкви, именно слияние Божеского и человеческого. То требуют от нее одно Божеское, забывая про человечество ее; то требуют одно человеческое, забывая про Божескую ее природу.
Как раз такое же отношение было и к Плотнику из Назарета. То камнями побить за богохульство (Ин.10:31); то сделать царем, дабы насытится (Ин.6:15); то дай нам «знамения с неба» (Мф.16:1), то запрети ученикам возглашать осанну! (Лк.19:39) (110–111).
Теперь о четвертом. Первая группа, о которой я сказал выше, с психологической, внутренней, духовной точки зрения, вполне подобна «стаду без пастыря». Христос ушел на небо. Наместники путают, и получается не жизнь, а безобразие. Отсюда, как естественное следствие, постоянные ожидания «святого мужа», который, наконец, «устроит жизнь людей по-Божескому».
Но дело в том, что такие отношения, по существу и в принципе, противоречат самой сущности христианства, ибо помещают телегу впереди лошади. Следствие ставится целью(*19). А во-вторых, земной жизни придается неправильное значение: внешнее становится выше внутреннего.
Забывается, что целью пришествия Христа было не устройство земной жизни, как думали иудеи и иудействующие христиане, а спасение души и приобщение ее к жизни другого порядка, к жизни вневременной.
Для церковника – ожидать «святого мужа» незачем, по той причине, что для церковника Сам Христос ныне живет на земле в Теле естества человеческого, в Своей Церкви.
Если же многие благочестивые и приятные Богу люди не видят Его в Его Церкви (т.е. во плоти), то ведь и Гамалиил Его не видел – не «прозрел», что Плотник из Назарета есть Христос Сын Бога Живаго!
Я не сужу нынешних Гамалиилов и Савлов, но только констатирую, что ожидание «святого мужа, который устроит земную жизнь и объединит людей вне Церкви, т.е. вне Тела Христа» – опасно.
Представьте себе, что евреи дождутся того мессии, которого они ожидают.
Этот мессия даст им то, чего не дал им Христос.
Христос принес "меч и разделение» (Мф.10:34–35; Лк.12:51).
Еврейский мессия принесет «мир и единение».
Христос отказался дать чудеса и «знамения» с неба, кроме знамения Ионы пророка (Мф.12:39–40).
Еврейский мессия даст «многие чудеса и знамения» (Мф.24:24).
Теперь я спрашиваю: что может помешать тем «христианам», которые ожидают «святого мужа», признать еврейского мессию за Христа и поклониться ему, как Христу?
Еврейский мессия, это – человекобог. В нем вознесется и возвеличится идея человека. В нем люди поклонятся «человеку», как Богу. Но ведь эти идеи и принципы свойственны «передовому», гуманитарному человечеству.
Безбожная «интеллигенция» вполне может принять еврейского мессию.
И именно это «идейное» сродство гуманитарного рационализма с еврейством и составляет тот фундамент, на котором единятся евреи с «просвещенными европейцами».
Третья сила, враждебная Церкви, это – «хлыстовство». Хлысты также «ждут» и ищут святого, осененного премудростью Божией, человека, которого и именуют Христом. (98–100)
Хлысты, несомненно, приготовляют сознание «христиан» к принятию еврейского мессии(*20). (90)
И понятное дело, что только предсказанный еврейский мессия сможет их вполне удовлетворить.
Из вышесказанного – Вам должно быть ясно, как мне рисуется по существу то, что ныне происходит в мире.
Происходит уготовление к встрече еврейского мессии. При этом действуют в полном идейном единении три силы: еврейство(*21), гуманисты и хлысты105.
И эти три силы должны быть враждебны Христу, ныне живущему на земле жизнью соборной, в Теле естества человеческого, т.е. Церкви. И эти три силы, несомненно, по видимости, одержат победу над Церковью.
Будут Ее судить и распнут. И на «третий день» Она воскреснет.
И вовсе не требуется, чтобы эти борющиеся против Церкви были «отвратительны».
Напротив того, многие из них будут думать, что этим они служат Богу.
Из школ будут изъяты «распятия» и закон Божий. И люди, которые это сделают, будут вполне «благочестивыми» и «нравственными» людьми. Но суть их воззрений будет диаметрально противоположна воззрениям церковников.
Эти гуманисты-рационалисты на место идеи Бога поставят идею Совершенного Человека – и поклонятся ей.
Они будут поборниками того, что Толстой разумел под словами: «вознесение сына человеческого». (100)
Религия останется как связь отдельного человека с идеей человека и человечества. Бог же упразднится за «ненадобностью». (90)
Религию (как связь с Богом) заменят нравственностью. Заменят «делами закона».
Если станете на мою точку зрения, то увидите, что ныне происходящее может быть определено, как привитие к образованному, гуманитарному европейскому обществу принципов иудейства. Тех принципов, на которых стояли и которыми жили благочестивые иудеи времен Спасителя.
И вы еще увидите, что соперничество и борьба иудейских учеников, рационалистов-гуманистов, по существу может прекратиться только присоединением к еврейскому мессии.
Только еврейский мессия прекратит их борьбу и установит между ними единение.
И это единение будет иметь первым следствием гонение Церкви и стремление уничтожить ее, как вреднейшее суеверие.
Суеверие, которое вот уже 2000 лет мешает единению людей!!
И проповедь еврейского мессии будет так убедительна и разумна, что «даже и избранные прельстятся»! (Мф.24:24; Мк.13:22) (100–101)(*22)
Я совершенно с Вами согласен во всем том, что Вы пишете о роли подвижников и святых в деле обновления и оживления людей.
Но только я думаю, что люди эти – эти святые – всегда налицо, но – что наше несовершенство мешает нам их видеть. Поэтому неразумно искать по потаенным местам, а надо «очищать себя», и эти святые сами к нам явятся, т.е. станут для нас явны.
"Пусть будет готов ученик, а учитель всегда готов и налицо»106
Если мы твердо это усвоим и будем твердо знать, что Учитель Христос всегда с нами, – но мы не всегда Его видим, – то мы не будем «надеяться на человеков» (Пс.117:8), а возложим упование на Христа. Понятное дело, что Христос проявится для нас в виде человеков, но ведь это – другое дело, ибо, хотя Он и проявится чрез человеков, все же до скончания века Он – Единый Учитель и Верховный Первосвященник. Великий-Единый-Учитель уже приходил и уже находится налицо. Живет на земле в Теле естества человеческого жизнью соборной(*23).
И Тело это есть Церковь, глава которой – этот Единый Учитель Иисус Христос.
И в Нем, и только в Нем, человечество обретает спасение, и единение, и Бытие. (102)
Комментарии 1
Апокалиптической Святой Руси
Богородицы в 20 веке,единая
Русская Православная Церковь
окончательно разделилась на
две основные диаметрально противоположные группы.
На внутреннюю,духовную,Катакомбную Церковь-Мученицу,Исповедницу,Крестоносицу
и Просветительницу,строящую себя на Камне Веры,
Христе,т.е. внутри своего Таинственного Сердца!
И внешнюю,плотскую,краснодраконовскую,
официальную,сергианскую,обрядовую Московской Патриархии,созидающую себя
и для себя на песке,т.е. на земле изгнания,греха,
лжи,плена и смерти,яко созидают свои
вещественные дома,грады и государства
плотолюбивые коммунисты,демократы и прочие капиталисты.
К сему внешнему,всемирному материальному благосостоянию и комфорту,мамоне
и обманчивому благоденствию и поведёт весь плотью
греха и смерти пленённый,обольщённый
земнолюбивый мир еврейский мессия,
антихрист.А через сиё-во ад...
Очевидно предположить,что другой-
Русский Мессия-поведёт соработников
последнего часа к ВнутреСердечному
Домостроительст...ЕщёПоэтому в годы распятия
Апокалиптической Святой Руси
Богородицы в 20 веке,единая
Русская Православная Церковь
окончательно разделилась на
две основные диаметрально противоположные группы.
На внутреннюю,духовную,Катакомбную Церковь-Мученицу,Исповедницу,Крестоносицу
и Просветительницу,строящую себя на Камне Веры,
Христе,т.е. внутри своего Таинственного Сердца!
И внешнюю,плотскую,краснодраконовскую,
официальную,сергианскую,обрядовую Московской Патриархии,созидающую себя
и для себя на песке,т.е. на земле изгнания,греха,
лжи,плена и смерти,яко созидают свои
вещественные дома,грады и государства
плотолюбивые коммунисты,демократы и прочие капиталисты.
К сему внешнему,всемирному материальному благосостоянию и комфорту,мамоне
и обманчивому благоденствию и поведёт весь плотью
греха и смерти пленённый,обольщённый
земнолюбивый мир еврейский мессия,
антихрист.А через сиё-во ад...
Очевидно предположить,что другой-
Русский Мессия-поведёт соработников
последнего часа к ВнутреСердечному
Домостроительству,которое,наконец-то,
и принесёт свой созревший,жатвенный ВсеПросветительный и
ВсеСпасительный Святой Плод Божий-
Истинную,Православную Небесную Церковь-Державу Божию,
Торжествующую и на земле,как в Родных Небесах!
А через сиё-Домой!!!
Аллилуиа!Аминь!