3:17) в греховном своем состоянии. И что же? Несмотря на это, ангелы Божии, – чистые и светлые, эти благие и безгрешные эти великие и святые существа, – постоянно нисходят от горних селений в наш бедный и грешный мир, к нам, нечистым грешникам, и приносят нам от Отца светов несчетное множество щедрот, благодеяний и даров, и сами всеми возможными мерами благодетельствуют нам.
По учению нашей святой православной Церкви, ангел дается каждому человеку от Бога тотчас после крещения для охранения его в жизни временной и руководства к жизни вечной. Но не будет противно учению св. Церкви, если допустим мысль, что ангелы от самого зачатия нашего во чреве матери были хранителями нашими и по рождении нашем до самого вступления в общество верующих.
Пророк Давид, прославляя Господа, из глубины души восклицает: «Славлю Тебя, Господи, потому что я дивно устроен. Ни одна кость не скрылась от Тебя, хотя я устроен втайне, соткан во глубине земли, зародыш мой видели очи твои» (Пс. 138: 14–16).
Если я достоин был вниманием Промысла Божия во чреве матери моей, то, конечно, я в то же время не чужд был и попечений обо мне ангела моего. Ангелы, охраняя будущую мою матерь, тогда же вместе с ней не могли не охранять и меня. Они блюли меня тогда, как будущее чадо церкви Христовой, как наследника благ царствия небесного, как сонаследника Христу; и стихии природы видимой, и стихии внутренние, – обычные человеку возмущения и страсти моей матери, и злобные действия людей, и злоба, и рассчитанное коварство врага рода человеческого – диавола, – все это могло погубить меня прежде, нежели я начал вкушать сладости бытия. Но я явился на свет и живу, потому что Господь заповедал ангелам Своим сохранять меня во всех путях моих, и они были хранителями моими еще на пути к сей жизни.
После девятимесячного пребывания моего во чреве матери моей я родился во грехах, – во гресе роди мя мати моя (Пс. 50:7), был слабым и болезненным по природе внешней, мертвым, – по природе духовной. После сего, казалось, я уже не мог быть предметом внимания и попечения для существ чистейших, каковы суть ангелы. Но вот св. Церковь тотчас по рождении моем, гласом служителя своего, молила Господа, чтобы Он с болящей моей матерью оградил меня сияющими Своими ангелы (см. молитву «Внегда родити жене»). Могло ли быть напрасным попечение о мне матери Церкви, или остаться тщетным моление служителя алтаря Господня? Нет, когда я, может быть, беззаботно покоился у сосцов матери моей, – в это время, около меня и за меня была брань.
3мий великий и древний устремлялся поглотить меня, отроча само по себе беспомощное – Михаил и ангели его брань творили со змием (Откр. 12:7), да не погублен буду прежде, нежели приобщусь жизни благодатной.
Из объятий естественной матери человек, по благости Божией, переходит в объятия матери Церкви. Сия последняя, омыв прирожденную его скверну греховную в купели крещения, утвердив его силы душевные дарами Святаго Духа; подкрепив и освятив его пищею небесной, телом и кровью Господними, – приставляет к нему пестуна – «ангела мирна, верна хранителя» души и тела его, и затем отпускает его в путь многомятежной жизни сей. «Гряди, путник к отечеству небесному, где уготовано для тебя место упокоения, место радости и неизреченного блаженства. Сопутник твой – ангел – хранитель – будет сохранять тебя всегда и везде, и, когда то будет нужно, на руках понесет тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (Пс. 90:12), лишь только ты сам не уклоняйся от него, лишь только слушай его благих внушений», – как бы так говорит каждому из нас св. Церковь.
Но вот человек-странник мира сего идет в свой путь.
Путь к отечеству небесному и узок и тернист. Дух человека стремится горе, а плоть немощная влечет его долу. Обетованные блага небесные впереди; а в стране, по которой проходит путник, древо добра снедь... угодно очима видети, и красно есть еже разумети (Быт. 3: 6). Как утружденному путнику не приклонить под него главу свою и не почить под сенью его? Как не вкусить сладких, по-видимому, плодов его? Как не насладиться удовольствиями мира. Да ямы и пием, утре бо умре (1Кор.15:32) – под видом доброжелательства советует ему тот, который обещал некогда первозданным чрез вкушение запрещенного плода – жизнь. Душе, имаше многа блага…Почивай, яждь, пий, веселися (Лк. 12:19) – вторит врагу сему мир.
И вот странник мира сего готов приклонить ухо свое к обольстительному гласу врагов своих, – готов боготворить чрево свое, готов предать тело свое сластям житейским, готов уды Христовы сотворить уды блудничи (1Кор. 6:15), а дух свой поработить плоти... Тогда верный друг его и спутник, ангел-хранитель, спасая его от страстей плотских, вопиет к нему: «Странник мира сего! Не обольщайся обаяниями плоти, не прельщайся сладостями мира. Вспомни то горе, какое ожидает, по слову Христову, насыщенных ныне (Лк. 6:25) и алчбу их загробную; вспомни сладости райские, коими упокоеваться будут вси, крест Христов несшие. Ведь удовольствия мира только на малое время усладят тебя. Малодушный странник! Обрати мысленный взор твой на Голгофу: там Глава твоя – Христос; Он, вместо предлежащия Ему радости, терпит крест (Евр.12:2). Ты ли откажешься распинать плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5:24)?»
Странник внимает благим внушениям доброго своего спутника – ангела-хранителя. Отвергшись себя и взяв крест свой, идет он по следам Подвигоположника – Христа Спасителя...
Человек – странник идет... С ним его ангел-хранитель, руководящий его ко всему истинно-доброму и полезному; с ним благодать Божия, подкрепляющая его немощь и направляющая стопы его на стези правые; с ним Сам Бог одесную его, назирающий все пути его.
Но вот, странник-человек всего этого как бы не примечает. Он вместо того, чтобы, за все попечения о нем Промысла Божия, воздать славу Богу, с самодовольством обозревает пройденный им путь своей жизни и говорит в душе своей: «Путь заповедей текох. От всякого пути лукавого возбраних ногама моими» (Пс. 118:32, 101). Вместо того, чтобы вспоминать свои преткновения на нравственном пути своем, оплакивать свои заблуждения и пользоваться своими падениями, как уроками для будущего исправления своего, он в гордом мечтании останавливается на мнимых своих добродетелях и восклицает: «Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11). Вместо того, чтобы молить Господа, чтобы Он подкреплял его Своею благодатью, дабы и остальной путь жизни своей совершить мог беспреткновенно, этот Человек с самонадеянностью говорит в сердце своем: «Ничтоже требую» (Откр. 3:17).
Тогда ангел – хранитель говорит ему: «Странник мира сего! Познай самого себя, и тогда ты увидишь, что ты – окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17), а если что и имеешь, то это не твое, а Божий дар» (Еф. 2:8). В самом деле рассуди: что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием? (1Кор. 4:7) Если бы ты и был столько счастлив, что весь закон Христов исполнишь, то и тогда называй себя неключимым рабом, который сделал только должное (Лк. 17:10) и больше ничего.
Внимая таким словам мудрого своего вождя, странник земной приходит к самопознанию, смиряется и, при содействии благодати Божией, исправляется.
Но часто гордость, самомнение ослепляют его умные очи, и – он переходит от падения к падению, доколь совсем не погибнет. Но если человек постоянно пребывает в гордыни, тогда ангел-хранитель удаляется от него. Страшное состояние! Сохрани, Господи, каждого из нас от сего!
Наконец, человек – странник совершил путь свой жизни... Вот он, усталый, у дверей вечности.
Где же его постоянный спутник – ангел-хранитель? Неужели он в эти тяжкие часы оставил его единого? Нет, он здесь, при нем – страннике, и уже не как незримый спутник его на пути земном, но явственно созерцаемый. Он здесь. О, сколь прекрасен вид его! Сколь благостны очи его! Сколь сладостны и утешительны речи его! Затем, объяв его душу крылами любви, поемлет ее и возносит с торжеством, как дорогую добычу, на небо, к вечному веселию.
Да, так поступает ангел – хранитель, если человек – странник сего будет достоин. А если, напротив, он, к несчастью своему, соделается по грехам своим сего недостойным, то ангел-хранитель оставляет злополучного грешника в руках духов злобы на вечное мучениe, а сам, сетуя и плача, восходит один к престолу Божию11.
Вот и мы на пути вечности. Путь этот рано или поздно окончится, и окончится одинаково, – он окончится смертью каждого из нас. А если так важна цель сего нашего пути, если так страшен конец его, то не должны ли мы позаботиться о приобретении себе верного, постоянного спутника и надежного руководителя на пути сем. Идем мы к вечности, и ангел-хранитель с нами. Как счастливы должны быть мы в таком случае.
А может быть при ком-либо из нас уже и нет его, может быть, смрад грехов наших далеко удалил от нас хранителя душ и телес наших? «Скажи мне, юноша, – спрашивал один прозорливый старец, некоего юношу, стоящего возле храма и горько плачущего, – о чем ты так плачешь? Ах, я во всю мою жизнь не видел, чтобы кто-нибудь плакал так горько, как ты плачешь». «Я не юноша, – отвечал тот, – я – ангел-хранитель и приставлен был к одному человеку, который теперь тяжко грешит, и я плачу о нем – о погибели его... И как мне не плакать, когда я помыслю, что ожидает человека сего по смерти за грехи его?»
Кто знает, не оплакивают ли подобным образом и нас, как погибающих людей, погрязших в грехах и пороках своих, и наши ангелы-хранители.
Может быть, и оплакивают, но не им, ангелам нашим, а нам самим следует плакать и рыдать о грехах своих. Ангелы всегда – грешим ли мы, или не грешим – вечно блаженны, хотя, по великой своей любви к нам, и проливают тогда свои слезы о нас; а мы, если грешим и не каемся, то погибель наша в вечности несомненна. Придет день, когда ангелы явятся и грозными исполнителями воли Божией в отношении грешников нераскаянных. «Пошлет Сын Человеческий, – говорит о Себе Господь, – Ангелы Своя, и соберут они из Царствия Его все соблазны и делающих беззакония, и ввергнут их в пещь огненную: там будет плачь и скрежет зубов» (Мф. 13: 41–42).
Пусть же всякий из нас позаботится о том, чтобы ангел-хранитель, даруемый каждому из нас Богом при рождении, был постоянным другом нашим в течение всей жизни нашей, руководя нас ко спасению и достижению блаженной вечности и отечества небесного.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1