Биография.
Раннее детство.
Родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области, Белоруссия) в семье учителя народной школы. Белорус.
Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином.
Жизнь в Гомеле.
В 1900 году отцу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле, и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников школы кружок хорового пения, которым и руководил.
Сосед по дому, инженер-железнодорожник, симпатизировавший Сухим, дал Осипу Андреевичу денег взаймы без процентов, в рассрочку на несколько лет. На эти деньги рядом с железной дорогой был куплен участок земли и построен добротный дом: четыре комнаты, кухня и веранда. Семья Сухих посадила сад, разбила огород и завела корову и кур.
Отец, Осип Андреевич, собрал в своём доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские преувеличения.
Белорусский литератор Константин Мицкевич (литературный псевдоним Якуб Колас) подарил в библиотеку Сухих томик своих стихов.
Учёба в Гомельской мужской гимназии.
В 1905 году Павел поступил в Гомельскую Александровскую мужскую гимназию. Ныне это здание — административно-учебный корпус Белорусского государственного университета транспорта.
Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.
В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарём — на ряде европейских языков — английском, французском, итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу с французского — жена Софья, с английского и французского языков — дочь Ирина.
Событие, определившее судьбу.
Рассказывая дочери Ирине о своём отрочестве, Павел Сухой отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана, который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин. Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.
Московский период жизни до 1915 года.
Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Московское техническое училище, — единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.
Отец, Осип Сухой, в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИМТУ было отказано.
Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет. Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета. Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой всё-таки поступил в Императорское Московское техническое училище, успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский.
Первая мировая война. Служба в армии.
Вооружённый конфликт в Европе перерос в Мировую войну. В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу в российскую армию. После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии. После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в родительский дом в Гомеле.
1918—1920 годы, Беларусь.
Павлу Сухому было предложено место учителя математики в небольшом городе Лунинец неподалёку от Брест-Литовска, в Западной Белоруссии. В этой школе он познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой.
В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей, спасаясь от продвигающихся польских войск, вынуждены были выехать в Гомель. Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой. Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом, а затем перенёс скарлатину, которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор, в юности в кругу семьи Павел иногда пел. Теперь, после перенесённого заболевания, он даже говорил приглушённо, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном». По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.
В 1920 году вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о возвращении студентов в высшие учебные заведения. Летом 1921 года Павел Сухой вознамерился продолжить учёбу в Техническом училище в Москве.
1921—1925 годы, жизнь и учёба в Москве.
В марте 1918 года профессор Николай Жуковский создаёт в Москве «Летучую лабораторию» — первое советское исследовательское учреждение по вопросам авиации.
28 июня 1918 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает декрет о национализации всех авиационных предприятий России. В Москве создаются Авиатехникум и Институт инженеров Красного Воздушного Флота. 3 декабря 1920 года ректором ИИКВФ избран профессор Н. Е. Жуковский. Организован ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт, государственное научно-исследовательское учреждение, который возглавили Николай Жуковский и его ученик — молодой авиаконструктор Андрей Туполев. 17 марта 1921 года после перенесённого тифа и двух кровоизлияний в мозг первый учитель Павла Сухого в области авиационной инженерии Николай Егорович Жуковский скончался.
Инженерная и конструкторская деятельность.
Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний — второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, — проектно-конструкторская организация АГОС — которая была создана для постройки и испытаний новых самолётов различного назначения.
Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолётов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолётостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий — по названию завода.
Если АНТ-1 имел смешанную конструкцию, то следующий самолёт — АНТ-2 был уже полностью цельнометаллический.
2 февраля 1926 года Отделу авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ заказан проект цельнометаллического истребителя с применением в конструкции кольчугалюминия. Конструирование прототипа, который получил индекс АНТ-5, было поручено Конструкторскому отделу Александра Путилова.
«Истребитель четвёртый» И-4 (АНТ-5) стал первым самолётом, в конструировании которого Павел Сухой принял участие. Молодой инженер создал оригинальную конструкцию подмоторной рамы, которая изготавливалась штамповкой, что удешевляло её производство. В дальнейшем на заводе № 22 Сухой занимался доводкой конструкции самолёта и его запуском в серийное производство.
Испытания были завершены в конце апреля 1929 года. «Самолёт И-4ЮVI (И-4 с мотором Юпитер VI) может быть рекомендован на снабжение воздушного флота как современный истребитель».
Истребитель И-4 состоял на вооружении ВВС с 1929 по 1935 год.
В 1932 году Александр Путилов ушёл из АГОС ЦАГИ и возглавил КБ нового Тушинского авиазавода, где занимался освоением авиастроения из нержавеющей стали.
В октябре 1935 года вышел приказ о снятии истребителя И-4 с вооружения лётных частей ВВС как устаревшего.
Руководитель Конструкторских бригад.
В октябре 1930 года Павел Сухой стал заместителем главного конструктора Андрея Туполева и возглавил Бригаду № 4, получив возможность самостоятельно руководить разработкой и постройкой самолётов. Это стало основой формирования конструкторского коллектива будущего авиационного конструкторского бюро.
После прекращения работ по созданию экспериментального самолёта-биплана АНТ-12 инженер В. М. Родионов предложил на основе проекта осуществить постройку истребителя в порядке общественной инициативы. Поэтому прототип получил название «Общественный самолёт». Однако Управление ВВС заинтересовалось проектом и в декабре 1929 года выдало тактико-технические требования под новый самолёт-истребитель под индексом И-8 (АНТ-13). Туполев передал все работы по конструированию и постройке самолёта Павлу Сухому в Конструкторскую бригаду № 4. Истребитель-биплан И-8 был построен и проходил испытания. Но по причине отсутствия подходящего двигателя работы по доводке самолёта были прекращены.
4 мая 1932 года произошло слияние бригад № 3 (руководитель Г. И. Бертош) и № 4 (руководитель П. О. Сухой) в одну — бригаду № 3, начальником которой по предложению С. В. Ильюшина был назначен Павел Сухой. Приказом начальника ЦАГИ Н. М. Харламова авиаконструкторы Н. Н. Поликарпов и Г. И. Бертош были назначены заместителями П. О. Сухого.
Объединённая бригада № 3 должна была к середине 1933 года выпустить на испытания истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) с двигателем воздушного охлаждения М-38 и истребитель-полутороплан истребитель тринадцатый И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32.
П. О. Сухой сосредоточил свои усилия на разработке пушечного истребителя-моноплана И-14 (АНТ-31), а Г. И. Бертош — на разработке И-13 на базе истребителя И-8.
В июле 1932 года заместитель начальника ЦАГИ 1932 С. В. Ильюшин выдал Н. Н. Поликарпову задание на разработку истребителя-полутороплана И-14а с двигателем воздушного охлаждения. Самолёт проектировался на основе истребителя И-13 Поликарпова и замышлялся как высокоманёвренный истребитель, который должен был тактически дополнять И-14 Сухого.
В 1933 году Центральный аэрогидродинамический институт отметил пятнадцатилетие своей деятельности. За успешное создание серийных боевых самолётов-истребителей И-4 и И-14 Павел Сухой был награждён орденом Красной Звезды.
Под общим руководством Андрея Туполева в Конструкторской бригаде № 3 Павлом Сухим созданы истребитель И-14, рекордные самолёты АНТ-25 РД «Рекордная дальность» (боевой вариант ДБ-1) и АНТ-37бис «Родина» (боевые варианты ДБ-2 и ДБ-2Б).
Опытно-конструкторское бюро Павла Сухого.
За победу в конкурсе на проектирование ближнего бомбардировщика ББ-1 Павел Сухой получил право на создание собственного авиационного конструкторского бюро.
29 июля 1939 года Павел Сухой вступил в должность Главного авиационного конструктора нового ОКБ. Самолёты, которые проектировались под руководством П. О. Сухого, стали носить обозначение «Су» — индекс, сокращение от фамилии руководителя ОКБ со сквозной нумерацией.
1939−1940 годах Павел Сухой занимает должность главного конструктора на авиационном заводе № 135 в Харькове.
1940—1949 годах Павел Сухой — главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве. Одновременно Павел Сухой — директор этих заводов.
В 1939—1941 годах в ОКБ Павла Сухого созданы истребители Су-1, Су-3 и Су-5, а также модификация Су-2 «штурмовик-бомбардировщик» ШБ, он же «ближний бомбардировщик второй» ББ-2. Однако эти самолёты на вооружение приняты не были и в серию не пошли.
К началу боевых действий летом 1941 года Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским лётчикам. Поздняя модификация самолёта с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях на советско-германском фронте лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1942 — зимой 1943 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях. Достоверных сведений о применении Су-2 и Су-4 после 1943 года не имеется.
В 1942—1943 годах под руководством Павла Сухого создан бронированный штурмовик Су-6. Самолёт выпущен малой серией.
За создание штурмовика Су-6 М71Ф главный конструктор П. О. Сухой был удостоен Сталинской премии 1 степени, которую он передал в Фонд обороны.
В 1942—1944 годах в ОКБ Сухого создан и успешно облётан тяжёлый «двухместный двухмоторный бронированный штурмовик ДДБШ» Су-8, построенный в двух экземплярах.
С 1944 по 1949 год в ОКБ Павла Сухого созданы и прошли испытания разведчик-корректировщик Су-12, четырёхдвигательный реактивный тяжёлый бомбардировщик Су-10 (наземные испытания), тяжёлые двухдвигательные реактивные истребители Су-9, Су-11 и Су-13, а также однодвигательные истребители Су-15 и Су-17. В конструкции самолётов были применены катапультируемые кабина и кресло пилота и тормозной парашют.
В ноябре 1949 года авиационное ОКБ Павла Сухого было упразднено. По предложению Андрея Туполева перешёл работать конструктором в его ОКБ.
Здесь по предложению Туполева конструкторский коллектив Сухого в 1946 году создал модификацию Ту-2 «учебно-тренировочный бомбардировщик» УТБ (УТБ-2) — удачную машину с двигателями Швецова АШ-21 со снятым вооружением. Самолёт строился серийно до 1948 года.
Опытно-конструкторское бюро № 51.
В ходе Корейской войны 1950—1953 годов в июле 1952 года СССР получил два трофейных американских истребителя F-86 «Sabre». Для тщательного изучения трофейных самолётов и создания советского реактивного истребителя, превосходящего «Sabre» по основным параметрам было принято решение организовать новое авиационное конструкторское бюро.
Приказом МОП № 223 от 14 мая 1953 года создавалось авиационное конструкторское бюро, которое предложили возглавить Павлу Сухому. В феврале 1954 года ОКБ П. О. Сухого и опытный завод получили в системе МАП СССР № 51.
Постановлением Правительства от 5 августа 1953 года в ОКБ П. О. Сухого развернулись работы по проектированию сверхзвуковых истребителей в двух вариантах компоновки прототипов: со стреловидным крылом (индекс «С») и треугольным крылом (индекс «Т») соответственно.
После воссоздания КБ под руководством Павла Сухого разработан ряд экспериментальных и серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысивший скорость звука, истребители-перехватчики П-1, Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колёсно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, модификации Су-17 бомбардировщики Су-20 и Су-22, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, бомбардировщик-ракетоносец Т-4 и другие самолёты. Были также разработаны ряд нереализованных проектов, например Су-13.
Под руководством П. О. Сухого разработано более 50 конструкций самолётов.
В 1958—1974 годах — депутат Верховного Совета СССР.
Жил и работал в Москве. В последние годы обострились последствия перенесённого на фронте туберкулёза лёгких, из-за которых приходилось пользоваться кислородным баллоном. Скончался 15 сентября 1975 года в подмосковном санатории Барвиха. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8