В 1921 года Совет Труда и обороны при Совнаркоме РСФСР принял постановление о строительстве железной дороги Экибастуз - Павлодар и моста через Иртыш у Павлодара, однако реализовать его в те годы не удалось.
В июне 1921 - октябре 1922 года велись переговоры Советского Правительства с Лесли Урквартом о предоставлении ему концессий на бывшие владения в Экибастузе. Однако из-за кабальных условий, предложенных Урквартом, Постановлением СНК РСФСР 06.10.1922 года предварительный концессионный договор с ним был отклонен.
Ухудшение политической обстановки в стране привело к затоплению шахт, оборудование заводов, шахт и подсобных предприятий частично расхищено или выведено из строя, приведён в негодность подвижной состав и полотно железной дороги Экибастуз-Ермак.
Полуразрушенные шахты Экибастуза давали мало угля и поэтому работали в убыток, а средств для их ремонта у большевиков не было. Чтобы изменить эту ситуацию, большевики в 1922 года создают трест Экибастуз, который должен был заниматься вопросами налаживания добычи угля, затем же вследствие того, что к концу 1924 года запасы руды, привозимой из Риддера, стали иссякать в июне 1925 года были законсервированы все угольные шахты в Экибастузе.
Однако последствия двух революций и гражданской войны, сплошной национализации промышленных предприятий тяжело отразились и на хозяйстве в Экибастузе, где прекратилась производственная деятельность, связанная с освоением природных богатств.
В 1926 году в Экибастузе было 42 хозяйственных двора с населением 186 человек, из них 97 мужчин и 89 женщин. Посёлок входил в состав Аккольской волости Павлодарского уезда Семипалатинской области. В последующее двадцать лет добыча энергетического топлива кустарным способом для бытовых нужд региона не прекращалась.
В 1926-1945 годах из экибастузских угольных шахт ежегодно в среднем добывалось от 14,7 тыс. до 57,6 тыс. тонн топлива. В трудовой жизни Экибастуза наступило затишье на долгие годы. Основная масса рабочих семей уехала на новостройки страны. Например, 250 рабочих семей выехали в Риддер на строительство предприятий цветной металлургии.
Машины, оборудование и др. материальные ценности были переброшены на строящиеся объекты Павлодарского и Усть-Каменогорского уездов. Так, в 1929-1930 годах рельсы железной дороги Экибастуз-Ермак были сняты и использованы на строительстве ветки от станции Маралды к Таволжанскому солепромыслу.
После осуществления программы индустриализации страны советское правительство взялось за возобновление освоения Экибастузского угольного бассейна. 22 октября 1939 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление, которое разрешило СНК РСФСР и Омскому облисполкому по согласованию с СНК Казахстана приступить к промышленной разработке Экибастузского угольного бассейна.
Летом 1939 года Омское областное управление местного топлива приступило к восстановлению заброшенных горных выработок и реставрации жилых домов в Экибастузе. В 1939-1940 гг. здесь было добыто всего лишь 3 тысячи тонн угля, но угроза войны, а затем Великая Отечественная война приостановили строительные работы. Однако исследование бассейна продолжалось. В мае 1940 года была создана геологоразведочная партия треста «Казахуглеразведка», которая вела работы вплоть до 1943 года.
Ещё до появления ГРП населенный пункт Экибастузуголь в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 7 сентября 1939 года получил статус рабочего поселка. Первым председателем Поссовета стал Шалбай Оспанов.
В 1946 году на Экибастузском бассейне были возобновлены прерванные на время войны геологоразведочные работы, а летом 1948 года в Экибастуз прибыли первые строители для широкомасштабного освоения его несметных богатств и строительства нового города. Этому во многом способствовала в предшествующие годы интенсивная переписка руководства области с руководством республики и членами Советского правительства.
В письме председателя Павлодарского Облисполкома первому заместителю Председателя Совнаркома СССР, кандидату в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Н. А. Вознесенскому от 1 марта 1946 года приводились весьма аргументированные доводы по принятию решения о возобновлении начатого перед войной строительства железной дороги от Павлодара до Экибастуза. В данном письме в частности отмечалось:
"В течение последних лет на Экибастузском каменноугольном месторождении работала разведывательная партия, по данным которой уже разведанные запасы угля исчисляются в количестве до 8 миллиардов тонн.
На основании данных разведывательной партии «Кузбассшахтопроектом» в 1942 году разработан комплексный проект вскрытия Экибастузского угольного месторождения, предусматривающий сооружение двух карьеров и пяти шахт с добычей угля полтора-два миллиона тонн в год."
По сообщению Наркома угольной промышленности СССР тов. Вахрушева В. В. от 25 ноября 1942 года №11609, комплексный проект эксплуатации Экибастузского угольного месторождения рассмотрен и одобрен.
Экибастузским углём могут снабжаться:
- Иртышское пароходство с его довольно большим флотом.
- Омская железная дорога с возможностью получения угля как по железной дороге, так и по реке Иртыш.
- Семипалатинская область, на территории которой за время войны размещено значительное количество предприятий, с подвозом угля по Реке Иртыш.
- Полиметаллическая промышленность Восточного Казахстана с подвозом угля по реке Иртыш.
- Туркестано-Сибирская железная дорога с подвозом угля по реке Иртыш.
- Возможно также по водному пути продвижение Экибастузского угля (кокса) для промышленности Северного Урала.
На Экибастузе до сего времени сохранилось значительное количество как промышленных, так и жилых зданий, в частности, без больших затрат могут быть восстановлены: завод огнеупорного кирпича, паровозное депо, механические мастерские, 24 печи для коксования угля и прочее.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1