25 августа 1942 года, в неравном бою с немецким "карманным" линкором "Адмирал Шеер" погиб, но не сдался ледокольный пароход "Александр Сибиряков".
Из 104 моряков спаслись 23.
Немцы, которые надеялись выяснить состояние льдов в Карском море и координаты полярных конвоев, в сухом остатке остались ни с чем — поднятые из ледяной воды русские сотрудничать не стали.
Перед тем как пойти на дно, отчаянно сопротивлявшийся "Сибиряков" успел "засветить" немецкий рейдер в радиоэфире и лишил его главного преимущества — внезапности.
Таким образом советские порты в Арктике выиграли время на подготовку обороне, а конвои на Северном морском пути получили предупреждение по радио.
23 августа советский ледокольный пароход "Александр Сибиряков" вышел из Диксона с грузом для полярных станций на Северной Земле.
В 13:17 25 августа сигнальщик разглядел на горизонте незнакомый силуэт крупного военного корабля.
Командир ледокола, 32-летний ст. лейтенант Анатолий Качарава не сразу понял, что перед ним враг: крейсер вывесил американский флаг и семафором на русском языке запросил ледовую обстановку в проливе Вилькицкого.
Командир "Шеера" капитан цур зее Вильгельм Меендсен-Болькен опасался, что русские, прежде чем сдаться в плен, уничтожат радиошифры и ледовые карты, поэтому решил прикинуться "американцем" и выведать хотя бы какую-то полезную для себя информацию.
Однако Качарава быстро заподозрил неладное и приказал на полном ходу уходить к острову Белуха, до которого было 10 миль.
Радист открытым текстом телеграфировал в эфир: "Вижу неизвестный вспомогательный крейсер, который запрашивает обстановку".
Не желая обнаруживать свое присутствие, немцы начали ставить помехи и потребовали прекратить радиопередачу, но Качарава проигнорировал приказ.
Спустя несколько минут "заговорили" огромные пушки крейсера, и на пароход обрушился шквал артиллерийского огня.
Первый залп прогремел из носовой башни главного калибра — 280-миллиметровые снаряды с ревом вздыбили море вокруг старенького ледокола.
Не ответив на призыв сдаться, "Сибиряков" поставил дымовую завесу и огрызнулся из 2-х маломощных 76-миллиметровых зенитных орудий, снаряды которых даже не долетели до "Шеера".
За первым залпом последовали второй и третий — перелет, недолет, накрытие.
"Немец" как в тире методично расстреливал пароход по всем правилам морской артиллерийской науки.
От 4-х попаданий 300-килограммовых "фугасок" на судне вспыхнул пожар, снесло надстройку, пробило носовую часть.
Поняв, что пароход уже не спасти, капитан Качарава приказал механику открыть кингстоны и выводить людей, после чего получил тяжелое ранение в живот и правую руку.
Матросы перенесли его в единственную уцелевшую шлюпку.
Неравный бой продлился менее часа: в 14:05 с ледокола ушла в эфир последняя радиограмма с текстом "Помполит приказал покинуть судно.
Горим, прощайте" (из показаний спасшегося радиста "Сибирякова" Анатолия Шершавина).
Около 15:00 знаменитый пароход, который в 1932 году первым преодолел Северный морской путь за одну навигацию, навсегда скрылся в холодных волнах Карского моря.
Флаг на нем никто не спустил.
По данным самих немцев, выжившие русские моряки отказались пересаживаться из шлюпки в подошедший с "Адмирала Шеера" катер — их загоняли прикладами под дулами пулеметов.
В плен попали 22 человека, среди которых был и тяжелораненый Качарава.
Некоторые матросы оказали сильное сопротивление и были расстреляны.
23-м спасшимся стал кочегар Павел Вавилов.
Незамеченный в ледяной воде, он дождался пока уйдет немецкий катер и на опустевшей шлюпке доплыл до острова Белуха.
Вавилов в одиночестве прожил на острове 36 дней, после чего его случайно обнаружили с проходящего судна и прислали гидросамолет.
Фашистам так и не удалось ничего добиться от пленных с "Сибирякова", хотя среди них оказались командир, инженер и метеоролог, владевшие ценной информацией, в том числе и о ледовой обстановке в проливе.
Сообщалось, что до 1944 года советские моряки находились в данцигском концлагере, и только после освобождения советскими войсками 14 выживших из них вернулись домой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев