Как в первые дни блокады Ленинграда в озере затонула баржа с пассажирами.
В 2019 году в прокат вышла российская военная драма режиссёра Алексея Козлова «Спасти Ленинград», в основе сюжета которой лежит реальная история, случившаяся 80 лет назад. В ночь на 17 сентября 1941 года на Ладожском озере произошла страшная трагедия, унёсшая жизни более 1000 человек. Это были люди, которых пытались эвакуировать из блокадного Ленинграда: офицеры и курсанты нескольких военных учебных заведений. Очень многие были с семьями.
Гибель пассажиров баржи 752, затонувшей на Ладожском озере, стала одним из фрагментов колоссальной трагедии Ленинграда, потерявшего в тисках блокады более 600 тысяч жителей. Этот факт достаточно известный, но только в последние годы благодаря исследовательской работе в архивах, удается выяснить многие неизвестные прежде подробности.
10 июля 1941 года, на третьей неделе войны, гитлеровское командование начало операцию, целью которой был захват Ленинграда. Несмотря на отчаянное сопротивление советских частей, противник приближался. В августе кровопролитные бои развернулись на подступах к городу, и уже 30 августа германские войска захватили Мгу, перерезав последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с другими районами страны.
А вскоре Северная столица страны оказалась во вражеском кольце - начиналась страшная и героическая история ленинградской блокады.
В те дни еще не было понятно, удастся ли остановить вражеское наступление. Порой ситуация казалась безнадежной. Но для того, чтобы город сохранял шансы на борьбу, ему необходимы были поставки с «Большой земли». В Ленинград нужно было перебрасывать продовольствие и подкрепления для фронта, а из города необходимо было наладить эвакуацию.
Авиация не могла решать подобную задачу в тех масштабах, которые требовались; с суши город был блокирован. Оставалась последняя ниточка — Ладожское озеро.
30 августа 1941 года Государственный комитет обороны СССР вынес постановление о проведении работ по оборудованию побережья Ладожского озера для приема и отправки грузов. Необходимо было расширить прибрежные железнодорожные станции, построить причалы и прорыть к ним подходные фарватеры.
Сроки выполнения работ были поставлены, казалось, нереальные. Уже к 12 сентября должен был быть готов причал для приема одного судна, а к 25 сентября одновременно должна была быть подготовлена возможность для одновременного приема 12-ти судов.
Невероятно, но факт — уже 12 сентября 1941-го буксир «Орел» доставил в бухту Осиновец, ставшую главным «портом» осажденного Ленинграда, две речные баржи с зерном и мукой. Из-за сложных метеоусловий одну баржу выбросило на берег, вторая затонула, но водолазам удалось спасти большую часть груза. Результат сочли вполне успешным, и водная артерия заработала.
Грузы для Ленинграда доставляли на станцию Волхов, откуда их переправляли на пристань в Гостинополье. Там шла погрузка на баржи, которые буксирами вели через Волховский шлюз до Новой Ладоги.
И здесь начиналась главная часть маршрута — примерно 15-18 часов по Ладожскому озеру до бухты Осиновец. С бухты грузы снова перемещались в вагоне и по железной дороге доставлялись в Ленинград. Эвакуация людей из осажденного города шла по такому же маршруту, но в обратном порядке. И была очень рискованным мероприятием. Одним из самых страшных участков на этом маршруте была более чем 100-километровая дорога, которую необходимо было преодолеть по Ладожскому озеру.
Слово «озеро» многих вводит в заблуждение. Дело в том, что Ладога — это не милый дачный водоем: шторма здесь бывают такие, что нечасто встречаются и в открытом море. В довоенный период грузы везли в основном в обход озера — судоходными каналами вдоль Ладоги. По этой причине судов, способных выдержать удары стихии, было крайне мало. Да и погода осенью никак не располагает для подобных перевозок.
Но у блокадного Ленинграда не было выбора, и не было другого маршрута. Поэтому предстояло действовать так, несмотря на огромный риск.
В тот день, 16 сентября 1941 года, для эвакуации из Ленинграда был сформирован воинский эшелон, в котором находились курсанты, преподаватели и выпускники ряда военных учебных заведений города. Кроме того, в эшелоне следовали сотрудники Гидрографического управления ВМФ. Среди тех, кто тогда готовился к эвакуации, были не только военные, но и вольнонаемные, а также члены семей военнослужащих, женщины и дети.
После прибытия на станцию «Ладожское озеро» начальник перевозок, капитан Авраамов, сообщил: баржа, предназначенная для эвакуации, еще не разгружена и освободится через пару часов. Но только к вечеру эвакуирующиеся смогли переправиться на судно. Как писал позднее в рапорте военком эшелона полковой комиссар Макшанчиков, «баржа уже была частично загружена мелкими партиями людей от различных организаций».
Сначала было решено перевезти только часть военных — капитан Авраамов обещал, что за остальными придет другая баржа — но затем все-таки было принято решение разместить всех.
Сколько людей в итоге оказалось на барже, точно неизвестно, так как учета пассажиров никто не вел. В рапорте Макшанчикова указано число 1100-1200, другие свидетели утверждали, что их могло быть и около 1500. Только по спискам военно-морских училищ, Военно-морской медицинской академии и Гидрографического управления число эвакуирующихся составляло около 900 человек. Однако прежде никогда не говорилось, что на судне были и представители училища имени Фрунзе. Их имена удалось узнать только недавно - многие из них погибли вместе со своими семьями.
Но как бы то ни было, очевидцы сходятся в одном — старая баржа, ранее использовавшаяся для перевозки скота, была сильно перегружена. Капитан буксира «Орёл» Иван Ерофеев категорически отказывался тащить перегруженную баржу: «Считаю невозможной буксировку баржи с таким количеством людей в условиях приближающегося шторма». Ерофеев не понаслышке знал, как коварна осенняя Ладога. Но его словно никто не слышал: нервная суета вокруг и немецкие самолёты, готовые атаковать в любой момент, сделали свое дело.
Когда отяжелевшая скрипучая баржа без огней и без сопровождения отошла от берега Ладожского озера, было почти 23 часа ночи. Канонирская лодка «Шексна», которая должна была защищать баржу в случае налёта с воздуха, взяла на борт важных пассажиров и ушла раньше. И только маленький «Орёл» из последних сил тащил полторы тысячи людей наперерез волне.
Измученные люди в трюме быстро заснули, несмотря на запах навоза и, мягко говоря, не самые комфортные условия. Но спустя несколько часов Ладожское озеро продемонстрировало свои худшие стороны: ветер усилился, началось волнение.
Вдруг посреди завывающего ветра раздался треск. Баржа вздрогнула, заскрежетала, и все услышали, как в трюм бурно хлынула вода. Поначалу течь пытались затыкать вещами, воду вычерпывали найденными ведрами, но всё это плохо помогало. По словам свидетелей, к этому моменту сила шторма достигла 7-8 баллов - волны были такой огромной силы, что заливали палубу баржи, смывая людей за борт.
Было решено скинуть в Ладогу автомобили и тяжелый груз, находившийся на борту, но это мало помогло ситуации. Женщины, дети и старики были переведены в шкиперскую рубку - это место на барже казалось безопаснее всего. А в это время огромные волны безжалостно колошматили баржу, смывая всё больше людей с её палубы. Самые отчаянные пассажиры бросались в воду, надеясь доплыть до буксира, но не доплывали. К тому же на барже не было ни спасательных шлюпок, ни других средств спасения. А шторм тем временем усилился до 9 баллов.
Баржа погрузилась в воду настолько, что дальнейшая ее буксировка стала невозможной. Одни свидетели пишут, что трос лопнул, другие — что его обрубила команда «Орла». Всё это время буксир оставался рядом с баржей, подавая сигналы бедствия, но теперь рисковал быть опрокинутым сам. Наладить спасение людей в условиях волн высотой в несколько метров было почти невозможно. Тем не менее, команда Ивана Ерофеева делала всё, что было в её силах: людей буквально выхватывали из ледяной воды.
Кстати, про ледяную воду не преувеличение - ее температура в ночь с 16 на 17 сентября 1941 года колебалась в Ладоге от 4 до 9 градусов тепла. Те отчаянные курсанты, которые, будучи хорошими пловцами, решались покинуть баржу, пытаясь спастись вплавь, погибали в считанные минуты от переохлаждения.
Баржа разрушалась под ударами волн. Те, кто выжил, вспоминают — за исключением единичных случаев, среди пассажиров не было таких, кто пытался выжить за счет других. Наоборот, курсанты и офицеры бросались в воду, чтобы спасти упавших за борт.
Ситуацию усугубило и то, что в самый разгар трагедии появились вражеские самолеты, которые открыли огонь по гибнущим людям. Многих тогда охватило отчаяние. В журнале «Неизвестная планета» в 1998 году был опубликован рассказ Владимира Солонцова, который будучи курсантом, оказался в ту ночь на барже 752: «В эти минуты лейтенант Емельянов осознал, что не сможет спасти свою семью. Он представил себе страшную гибель двухлетней дочери и жены, жизнь без которых теряла всякий смысл. Отец и муж, он решил сам прекратить бесполезные мучения семьи. Он поставил в известность о своем намерении военкома Макшанчикова... Ему никто не мешал. ... Волна подхватила окровавленные тела и унесла в темноту глубин. Криков и причитаний не было».
Кто-то из тех, у кого было личное оружие, поступал как лейтенант Емельянов, кто-то боролся до конца.
22-летний выпускник Военно-медицинской морской академии, Аркадий Шварев, оставил в дневнике такую запись: ««Орел» начал уже подходить к нашим плотам. В это время огромный водяной вал поднял на большую высоту густую мешанину из обломков и людей и бросил ее на наши плоты. Почти всех с плотов смыло, некоторых к тому же ударило тяжелыми бревнами. Я же, не дожидаясь того, чтобы несущиеся бревна прикончили мое существование, бросился по этим самым бревнам в направлении буксира, находившегося в метрах пяти от меня. Женя Дударев (остававшийся еще на плоту) потом рассказывал, что я, как Святой Георгий, по воде, не погружаясь, добежал до самого буксира. Лишь в последний момент, у самого борта «Орла», я сорвался, но успел схватить конец каната, брошенного с буксира...».
Из воспоминаний Владимира Солонцова: «Относительно безопасным местом, куда не так проникала вода, была шкиперская рубка. Поэтому мужчины стали собирать в ней промерзших женщин, детей и подростков... Вдруг накатившаяся волна какой-то странной трехгранной формы тараном ударила по стенкам рубки. Оставшиеся на палубе люди издали крик ужаса... Находясь на крыше, я сразу не понял, что этот водяной вал сорвал рубку с палубы и вынес ее за борт. Hикто не мог даже предположить такого варианта. Рубка стала быстро погружаться почти без крена. Кричали оставшиеся на палубе люди. В рубке все было как-то тихо — женщины и дети, вероятно, в первый момент даже не поняли, что случилось. Рубка ушла на дно меньше чем за минуту и, когда вода хлынула в нее, матери, скорее всего, успели лишь прижать детей к себе. Их личная борьба за жизнь была проиграна...».
Под ударами волн баржа окончательно разломилась на части: в ледяной воде остались сотни людей, державшихся за обломки. Из воспоминаний Юрия Александровского, курсанта Высшего военно-морского училища им. Дзержинского: «Часов в девять утра баржа не выдержала продолжающегося натиска стихии и с чудовищным треском разломилась на части. Мы все очутились в ледяной воде. К счастью, деревянные фрагменты корпуса плавали на поверхности, и люди могли за них держаться. Я увидел перед собой конструкцию из четырех бревен, на которой уже лежали три человека, и быстро на нее забрался. Но теплее от этого все равно не стало, поскольку волна время от времени окатывала меня с головой, пытаясь оторвать от спасительных обломков. ...
Неподалеку от нас, лежа на небольшом плоту, плавал лейтенант Чурилов со своей женой. Женщина, видимо, быстро выбилась из сил, закоченела. Трижды набегающая волна ее смывала. Но каждый раз каким-то чудом лейтенант успевал схватить жену за одежду и затянуть обратно на плот. В четвертый раз ему это не удалось. Женщина навсегда исчезла в холодной пучине. Вдруг я заметил, что вся поверхность воды усеяна плавающими деньгами. Вероятно, кто-то потерял общественную кассу. Но ни один человек не пытался их собирать. В такие моменты мысли заняты совершенно другим».
Экипаж буксира «Орел» сотворил немыслимое — из воды были спасены 216 человек. Замерзших людей вытаскивали из воды в течение 2 часов. В условиях жесточайшего шторма эти действия были поистине героическими. Для того, чтобы помочь выбившимся из сил людям подняться на борт, матросам и курсантам иногда приходилось самим прыгать в ледяную воду.
Еще 24 человека подобрала канонерская лодка «Селемджа», хотя она могла спасти и большее количество людей. В докладе полкового комиссара Макшанчикова от 8 октября 1941 года сказано: «Остальные, кто держался на поверхности воды, постепенно застывали и тонули, или погибали, спасая других. Всё это происходило в пределах видимости канонерской лодки «Селемджа», но она наблюдала и не подходила.
Перегруженный буксир «Орел» подошел к ней и угрозой оружия заставил капитана «Селемджи» идти спасать оставшихся. К сожалению, их было уже мало, и за 5 заходов к обломкам баржи «Селемджа» сняла только 24 человека». Спасенные были доставлены в Новую Ладогу.
Согласно рапорту Макшанчикова, из 443 человек из училища имени Дзержинского спаслись только 95, в Военно-морской медицинской академии выжили 47 человек из 190, в училище имени Орджоникидзе — 42 человека из 186. По списочному составу среди выживших было очень мало женщин и не было детей — всех их забрала Ладога.
Общее число погибших комиссар Макшанчиков оценивал в 900-1000 человек. Однако некоторые исследователи утверждают, что эти данные занижены, и в действительности жертв было намного больше.
Трагедию баржи 752 окрестили ладожским «Титаником». Она действительно была самой масштабной катастрофой подобного рода на маршруте Осиновец — Новая Ладога, но далеко не единственной. В первую военную навигацию от действий противника и во время штормов затонуло 5 буксиров и 46 барж. Люди во время переправы погибали десятками и сотнями. К примеру, 4 ноября 1941 года при попадании 250-килограммовой немецкой авиабомбы в носовую часть советского сторожевика «Конструктор» погибли 200 эвакуируемых и членов экипажа.
Был ли оправдан этот риск? Ответить на этот вопрос можно благодаря цифрам: пока в 1941 году была возможна навигация по Ладоге, в Ленинград водным транспортом перевезли 60 тысяч тонн грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Конечно, при тех нуждах Ленинграда — это немного, но ведь без этих тонн не выжили бы тысячи ленинградцев. Судами по Ладоге в 1941 году из осажденного города были успешно эвакуированы 33 тысячи человек и переброшены 20 тысяч военнослужащих.
После той страшной трагедии переправу людей через Ладогу на баржах запретили. А после войны возле поселка Осиновец на Ладожском кургане установили гранитные плиты с высеченными на них именами погибших. Скорбная надпись гласит: «Погибли при переправе через Ладогу в штормовую ночь 17 сентября 1941 года».
В 2013 году, к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда, на Дороге жизни были проведены водолазные поисковые работы. В их результате была обнаружена затонувшая рубка баржи 752 и многие другие свидетельства катастрофы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3