07.1892 - 22.11.1967) – ТАЛАНТЛИВЫЙ РОССИЙСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ЛИЦ, ЛИКОВ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА, ВОСПЕВАТЬ КОТОРЫЙ ЕМУ ХОТЕЛОСЬ В КАЖДОЙ СВОЕЙ РАБОТЕ
Павел Корин родился в старинном центре русской иконописи селении Палех Владимирской губернии 25 июня (7 июля) 1892 года. Это были годы, когда здесь уже сформировался и достиг расцвета свой особенный, неповторимый стиль иконописания. Вся семья была занята этим ремеслом-искусством – и родители, и дети. Брат Павла Александр впоследствии тоже стал художником. В 5-летнем возрасте Павел потерял отца, жить стало труднее, но дела не бросили.
УЧЁБА И ПЕРВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШАГИ
В 1903 году Павел поступил на учёбу в Палехскую школу иконописи. Эта школа за время своего существования с конца XVII века накопила богатую историю, впитавшую в себя тенденции и стилевые особенности как старой, так и светской европейской живописи. Здесь Павел и постигал премудрости построения композиции, многофигурности, учился выстраивать цветовую гамму и пейзажные элементы.
В 1907 году учёба была успешно завершена. Начинающего художника приняли учеником в иконописную палату при Донском мужском монастыре, действующем на территории Москвы с конца XVI века.
СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА
Кроме традиционной церковной иконописи в монастыре Павел занимался копированием работ уже признанных и известных живописцев, в частности Михаила Васильевича Нестерова. Этот человек впоследствии сыграл важнейшую роль в становлении Корина как художника, который именно Нестерова называет виновником того, что он стал живописцем. «Вы бросили мне в душу Ваш пламень» – признался Корин своему учителю.
В 1911 году Нестеров привлёк молодого художника к росписи помещений только построенного соборного храма Марфо-Мариинской обители. Это был новый, основанный в Москве в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, женский монастырь.
ДАЛЬНЕЙШАЯ УЧЁБА И ПЕРВЫЙ ОПЫТ
Но таланта и желания было мало, надо было учиться, развиваться. Оценивая по достоинству молодое дарование, Нестеров это очень хорошо понимал и настоял, чтобы Павел продолжил профессиональное обучение в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В Российской империи это было одно из ведущих художественных учебных заведений.
Учителями Корина здесь стали К.А. Коровин и Л.О. Пастернак, опытные и талантливые живописцы и педагоги.
В 1916 году учёба в училище была окончена. Обратившая внимание на молодого мастера при строительстве Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Фёдоровна отправляет Корина в поездку по старинным русским городам. Изучение древних церковных фресок и совершенствование собственной кисти стало следующим делом развития таланта.
В этом же году Корин выполнил заказ Елизаветы Фёдоровны – роспись подземной божедомки или усыпальницы, предназначенной для захоронения настоятельницы обители и сестёр.
До 30 лет Павел Корин считал, что он ученик. В нём ещё не было уверенности в собственных силах и решительности взяться за собственное творчество. Но исключительная трудоспособность, природный талант и неразрывная связь с народными традициями на фоне глубокой веры укрепляли и развивали мощный художественный дар.
СПУТНИЦА ЖИЗНИ
В том же 1916 году Павел познакомился со своей будущей женой: Прасковья Тихоновна (1900-1992) была послушницей в Марфо-Мариинской обители, училась на курсах сестёр милосердия. Кроме того, Павел учил Прасковью рисовать и подметил у своей ученицы особую аккуратность и тонкое чувство тона. Впоследствии она стала первоклассным реставратором полотен масляной живописи.
ПЕРВАЯ МАСТЕРСКАЯ И ПОИСКИ СВОЕЙ ТЕМЫ
Зимой 1917 года молодой художник арендовал чердачное помещение на Арбате. Здесь же была организована мастерская. Находясь в центре Москвы географически, Павел Корин оказался в центре русской катастрофы, революции, во времени. Жили втроём – он, его жена и брат Александр. Перебивались случайными заработками: писали транспаранты для митингов и демонстраций, изредка преподавали.
Корину выпало жить во время великой смуты, он стал свидетелем трагедии, разыгравшейся в стране. И мимо неё исторический живописец Павел Корин пройти не мог. Назревала главная тема его картин. Почитатель таланта русского художника А.А. Иванова, автора «Явления Христа народу», и традиций исторической живописи, Павел Дмитриевич Корин понял, что он должен тщательно выбирать темы своих произведений и выражать ими великие и вечные мысли.
ЗАМЫСЕЛ ГЛАВНОЙ КАРТИНЫ
В 1925 году Корин стал свидетелем крестного хода и отпевания Патриарха Тихона. Это происходило в Донском монастыре. Нескончаемый поток тысяч людей, вся православная Россия пять суток шла прощаться к гробу. Художник был потрясён величием и высоким трагизмом увиденного и услышанного. Он ясно понял, какая должна появиться на свет картина. Это скорбное и величественное событие – прощание с патриархом – олицетворяет и прощание с дореволюционной Россией. Это должно быть запечатлено на холсте для потомков, для истории. Слушая «Реквием» Гектора Берлиоза, Корин так же назвал свою будущую картину.
С этого времени художник начал писать этюды к задуманному полотну. Он ходил по московским монастырям, посещал службы. Встречая впечатляющие его типы людей, приглашал их позировать. Сначала те с недоверием и непониманием относились к подобным просьбам, но после благословения митрополита Трифона, который позировал первым, шли в мастерскую охотно.
ПЕЙЗАЖИ О РОДИНЕ
В конце 1927 года Третьяковская галерея впервые приобрела картину Корина. Это был пейзаж «Палех». Нестеров с особой гордостью писал своему ученику: «Рад за Вас очень! Вот Вы и признанный художник, и я дождался этого дня».
В 1928 году П.Д. Корин уехал в Палех писать очередной пейзаж. Родная земля вдохновляет художника, придаёт ему сил и уверенности в своих возможностях. Картина «Моя родина» также приобретена галереей.
ЭТЮДЫ К «РЕКВИЕМУ» И ЭСКИЗ
Галерея этюдов, созданных Кориным к задуманному большому полотну, состоит из 29 законченных, полноценных портретных работ. Возвышенные и героические, стойкие и трагические – современники художника, реально существовавшие люди большой веры и духовного огня, но не фанатики – герои этих этюдов.
По 1937 год художник писал эти работы. Все этюды и эскиз к полотну хранятся в Третьяковской галерее.
ГОРЬКИЙ В ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1931 году, прослышав о таланте Корина, к нему в мастерскую заглянул Максим Горький. Это неожиданное событие перевернуло судьбу Корина. Осмотрев работы художника, в том числе этюды к «Реквиему», писатель посоветовал изменить название на «Русь уходящая» и предложил поездку за границу. 18 октября 1931 года Павел с братом выехали с семьёй Горького в Европу. Здесь они знакомятся с работами именитых мастеров, посещают музеи. Корин в Риме пишет портрет Горького.
По возвращении писатель устроил Павла Дмитриевича в Пушкинский музей, где тот получил постоянный заработок как реставратор. В 1932 году Горький содействовал получению художником большой мастерской на Малой Пироговской и заказал холст для будущего полотна. Участие Горького в судьбе Корина в смутные времена являлось надёжной защитой от нападок. Ведь с 1930 года советская власть начала гонения на церковь.
После смерти писателя в 1936 году Корин был вынужден переключиться на портреты военачальников, учёных, артистов, писателей.
ГОДЫ ВОЙНЫ
Образы защитников Отечества как духовных идеалов выходят на первый план. В это время художник пишет триптих «Александр Невский», руководит реставраторами, которые восстанавливают Большой театр, частично повреждённый бомбардировками, работает много и плодотворно. В 1944 году в Третьяковской галерее прошла первая персональная выставка художника.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ
После войны у реставраторов стало много работы. Корин работал в Дрезденской галерее, в московском музее им. Пушкина, во Владимирском соборе (г. Киев). С 1950-х также работает как монументалист, создаёт витражи и мозаики станций московского метрополитена.
Написав большое количество выразительных, ярких и запоминающихся портретов своих современников – советских деятелей, Корин становится общепризнанным мастером. Он получает членство Академии художеств и звание народного художника СССР, в разные годы Сталинскую и Ленинскую премии, орден и медали.
РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
Павел Корин оставил значительный след в искусстве, особенно важный и ценный для русского человека. Наиболее известны:
– Эскиз «Реквием. Русь уходящая»;
– Портретные этюды к «Реквиему»;
– Триптих «Александр Невский»;
– Пейзажи «Палех» и «Моя Родина»;
– Портреты Жукова, Нестерова, Горького;
– Мозаичные и витражные работы в московском метрополитене.
Павел Дмитриевич в последние годы жизни страстно хотел завершить свою картину «Реквием. Русь уходящая.» Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".
СМЕРТЬ
Павел Дмитриевич Корин скончался в Москве 22 ноября 1967 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА
В последние годы Павел Дмитриевич Корин восстанавливал полотна Васнецова и Нестерова. Многие годы собирал старинные иконы, считая иконопись образцом художества и творческого стремления. Всю уникальную коллекцию и дом художник завещал Третьяковской галерее.
Это был выдающийся художник и реставратор, превыше всего ценящий веру человека в Бога, в Родину, в народ. Эта светлая вера сопровождала его всю жизнь, она во всех его произведениях
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев