«Рабочий и колхозница» (ВДНХ (пр-т Мира, 123 Б)
Самый известный монумент Веры Мухиной был создан для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Борису Иофану, автору выставочного павильона. На создание скульптуры был объявлен конкурс, в котором лучшим был признан проект Мухиной.
Работа над статуей заняла два месяца, делали её на опытном заводе Института машиностроения. По задумке автора, рабочий и колхозница должны были быть обнажёнными, но руководство страны такой вариант отвергло. Тогда Мухина одела советских героев в комбинезон и сарафан.
После парижской выставки скульптуру перевезли обратно в Москву, и установили перед входом на Выставку достижений народного хозяйства. Долгие годы скульптура стояла на невысоком постаменте, который Мухина горько называла «пенёк». Лишь в 2009 году, после нескольких лет реставрации, «Рабочего и колхозницу» установили на 33-метровую высоту.
Памятник Чайковскому (Большая Никитская 13/6)
В середине 50-х на Большой Никитской, перед зданием Московской государственной консерватории, установили памятник Петру Ильичу Чайковскому, над которым скульптор работала 25 лет.
Первоначальный вариант скульптуры изображал композитора, дирижирующего стоя. Но такой монумент требовал большого пространства, и от него отказались. Второй эскиз изображал Петра Ильича сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Композицию дополняла фигурка пастушка, говорящая об интересе композитора к народному творчеству.
Затем пастуха заменили на фигуру крестьянина, а затем убрали и его. Памятник установили уже после смерти Мухиной, в 1954 году.
Памятник Максиму Горькому (Парк «Музеон» (Крымский вал, вл. 2)
Проект памятника был разработан скульптором Иваном Шадром в 1939 году. Перед смертью Шадр взял с Мухиной обещание завершить его проект. Вера Игнатьевна обещание выполнила, но при её жизни скульптура так и не была установлена.
Памятник Горькому на площади Белорусского вокзала появился в 1951 году. В 2005 году монумент демонтировали, чтобы расчистить место для строительства транспортной развязки на площади Белорусского вокзала. Затем его положили, в прямом смысле этого слова, в парке «Музеон», где он пробыл в таком положении два года. В 2007 году Горького отреставрировали и поставили «на ноги». В настоящее время московские власти обещают вернуть скульптуру на ее первоначальное место. Памятник Максиму Горькому работы Мухиной также можно увидеть в сквере у здания Института мировой литературы имени А.М. Горького.
Скульптура «Хлеб» ("Парк Дружбы" (Флотская ул., 1А)
Одной из известных работ Мухиной в 30-е годы стала скульптура «Хлеб», выполненная для выставки «Пищевая индустрия» в 1939 году. Первоначально, по просьбе архитектора Алексея Щусева, скульптор готовила четыре эскиза композиций для Москворецкого моста, но работа была прервана. Скульптура «Хлеб» стала единственной, к эскизам которой автор вернулась и воплотила идею в жизнь. Мухина изобразила фигуры двух девушек, передающих друг другу сноп пшеницы. По мнению искусствоведов, в композиции «звучит» музыка труда, но труда свободного и гармоничного.
«Земля» и «Вода» (Лужнецкая набережная)
На территории Олимпийского комплекса, на Лужнецкой набережной, установлены аллегорические скульптуры «Земля» и «Вода», выполненные в 1957 году, уже после смерти Веры Мухиной, по её проекту. Композиция «Земля» изображает сидящую обнажённую женщину, придерживающую корзину с овощами и фруктами.
Монумент «Вода» представляет собой мужскую фигуру, с силой удерживающую в руках огромную рыбу. Скульптура демонстрирует податливость стихии человеку. Долгое время произведения находились в плачевном состоянии, им грозило разрушение. Реставрация была проведена только в 2010 году.
«Хлеб» и «Плодородие»
Эти скромные скульптуры, установленные уже после смерти Мухиной недалеко от водного стадиона в Москве, прекрасно слились с ландшафтом и выглядят органично до сих пор. Невзирая на то, что они по сравнению с другими произведениями Мухиной не столь величественны, скульптуры являются знаковыми для периода 1950-х. Они олицетворяют мечты о необыкновенном плодородии и всеобщее стремление к сказочным достижениям во всех сферах общественной жизни под руководством коммунистической партии.
Скульптура «Наука» (МГУ (Ленинские Горы, 1)
Здание МГУ невозможно представить без величественных скульптур юноши и девушки, сидящих напротив друг друга с раскрытыми книгами. Монумент был создан в 1952 году и украсил фасад главного храма науки. Мухинские студенты ничем не уступают по стати и порыву другим представителям социалистического общества, подчёркивая, что стремление к знаниям – один из главных идеалов советской страны.
«Требуем мира!»
Эта скульптурная композиция была создана Мухиной в начале 1950-х годов в знак протеста против войны в Корее. Эта композиция из шести фигур, возглавляемых женщиной, с руки которой слетает голубь мира. Это творение Мухиной находилось в ВВЦ, а в середине 1990-х было перенесено в Парк искусств «Музеон», причём, перенесено с огромными утратами – всего три фигуры из шести. Лишь в этом году удалось полностью восстановить историческую скульптуру, недостающие фигуры были реконструированы по гипсовым оригиналам из фондов Государственного Русского музея. Новые фигуры были специальным образом «состарены», чтобы не выделяться на общем фоне.
После смерти Леонида Собинова Вера Мухина изваяла надгробие — умирающего лебедя, которое установили на могиле певца. Арию «Прощание с лебедем» тенор исполнял в опере «Лоэнгрин».
Гранёный стакан и пивная кружка. Скульптору приписывают изобретение граненого стакана, но это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по её чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретённой незадолго до этого. А вот форму советской пивной кружки Вера Мухина действительно придумала сама
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев