«ДАВНЫМ-ДАВНО»
«Красная звезда» №150, 27 июня 1943 года
В чем секрет популярности комедии Ал. Гладкова «Давным-давно», уже долгое время не сходящей со сцены многих театров страны и завоевавшей широкое признание зрителя? Дело, конечно, не только в том, что основанная на подлинном факте история девушки Шуры Азаровой, которая, переодевшись в мундир гусара-корнета, участвует в боях с французами в 1812 году, — сама по себе дает простор острой интриге, остроумным сценическим положениям; что пьеса, написана звучными стихами, вся пронизана очаровательной музыкой, подкупающими песенками и воспринимается легко, непринужденно.
Успех пьесы Гладкова об'ясняется тем, что автор сумел внушить любовь к своим героям, заставил поверить в их благородные патриотические чувства, не прибегая к выспренней декламации. Мы видим людей прошлого, живших «давным-давно», видим их неприкрашенными, сохранившими особенности своей среды и воспитания, не лишенными маленьких человеческих слабостей, но родных и близких нам своей неподкупной преданностью родине, бодростью и ясностью духа в дни испытаний.
Именно так раскрыл тему спектакля в Центральном театре Красной Армии народный артист РСФСР Алексей Попов. За постановку «Давным-давно» этому выдающемуся, режиссеру советского театра присуждена Сталинская премия.
Появление пьесы «Давным-давно» в репертуаре Театра Красной Армии вполне закономерно. Театр этот, призванный стать центром батального сценического искусства, посвятил значительную долю своего труда созданию героических спектаклей о прошлом русской армии, о гражданской войне («Полководец Суворов», «Олеко Дуилич»). В произведении Гладкова театр нашел благодарный материал для воспроизведения романтики походной жизни эпохи Отечественной войны 1812 года. Это придало такую естественность и привлекательность образам гусар-партизан, во главе с полковником Давыдом Васильевым (арт. Неронов), напоминающем зрителю знаменитого Дениса Давыдова, одному из главных героев — гусарскому поручику Ржевскому (арт. Пестовский). Налицо все традиционные атрибуты гусар — петушиная драчливость, дуэли, жженка, залихватские песни под звон гитары. И вместе с тем — неподдельная храбрость, боевая дерзость, отвага этих юношей, которым «чорт не брат» и которые готовы, не задумавшись, отдать жизнь за родину. Режиссеру, актерам хорошо удалось выразить эту главную душевную черту действующих лиц в гусарских мундирах.
Очень удалась заслуженному артисту республики Хохлову роль фельдмаршала Кутузова. Он появляется только в одной сцене и отнюдь не может быть причислен к основным действующим лицам пьесы. Но его разговор с Шурой Азаровой по стремительности действия, глубокий жизненной правде, несмотря на чисто комедийные положения, — лучшее место в спектакле. Старый фельдмаршал узнает, что штабной ад'ютант, корнет — самозванец, и вовсе не гусар, а женщина. Не на шутку рассерженный тем, что девица (!) осмелилась проникнуть в ряды армии, Кутузов в то же время не может скрыть за внешней ворчливостью своего восхищения искренним порывом русской девушки, которую влечение к подвигам, любовь к родине, переживающей опасность, заставили покинуть тихое гнездо и с оружием в руках ринуться в водоворот боев. Услышав о подвиге безвестного юного корнета, отбившего русского генерала у отряда французов, фельдмаршал задумчиво говорит:
— Вот из таких ребят
Героев делают отечества мученья...
Да, Русь... По разуменью моему
Крест следует за подвиг сей ему...
Впоследствии оказывается, что этот корнет и есть Шура Азарова, и Кутузов прицепляет к ее мундиру снятый с себя георгиевский крест. Он смущен беспримерным прецедентом награждения военным орденом женщины, но когда Шура восклицает:
— Не надо мне награды
Другой, чем право драться на войне
За родину! —
фельдмаршал резко, с грубоватым юмором, но внутренне глубоко растроганный порывом юной патриотки, говорит:
— Заслужил — носи!
Крестами так швыряться не пристало
Не шпильки!
В необычном поступке Шуры Азаровой, в ее горячем стремлении быть в рядах защитников родины Кутузов видит воплощение патриотических чувств русской молодежи, и это проступает во всем его поведении, хотя вся эта история, противоречащая тогдашним обычаям в армии, шокирует его. В сцене Кутузова и Шуры заложено идейное зерно пьесы, и Театр Красной Армии раскрыл его умно, с подлинным блеском и убедительностью.
Остается сказать несколько слов об артистке Добржанской в роли Шуры Азаровой. Есть в этой роли немало подводных камней, много соблазнов для водевильного переигрывания, кроющихся уже в самом внешнем развитии образа. Девушка, переодетая гусаром, притворяющаяся опытным рубакой в грубоватом бивуачном кругу и тайно проливающая слезы при расставании с куклой! Контраст, могущий толкнуть на внешне эффектные приемы Добржанская играет Шуру так, что зритель, от души любуясь ее дерзостью, находчивостью, жизнерадостностью и дурашливостью, ни на минуту не забывает о красоте ее подвига, о глубоком, серьезном значении ее волнующих приключений. Юная русская девушка, сердечно привязанная к отчему дому и ко всем милым мелочам безмятежного детства и в то же время отважная в бою, не теряющая духа в минуту опасности, становящаяся подлинной героиней перед лицом врага — вот образ, созданный талантливой артисткой.
«Давным-давно» в Театре Красной Армии покоряет своей цельностью. Высокое мастерство постановщика, дружная игра актеров, чудесные песни композитора Хренникова, любовная отделка мельчайших деталей усиливают обаяние самой по себе отличной пьесы Гладкова. Конечно это водевиль, легкая комедия, такой она и разыграна на сцене театра. Но в комедии этой есть сильная подспудная героическая струя — Театр Красной Армии без натяжки и искусственного утяжеления спектакля донес ее до зрителя. // Р. МОРАН.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Дуровой, воплощённая в образе Шуры Азаровой на подмостках и на экране в блестящей пьесе,
с прекрасным музыкальным обрамлением, будет востребована и любима всегда...
Придут новые исполнители, придёт новый зритель...
Шедевр,как и сама тема,на долго!