Ювелирное искусство азербайджанского народа прошло большой путь развития от простейших способов изготовления изделий до самых сложных. Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI веку до нашей эры - XII веку нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа.
Золотые и серебряные украшения издавна составляли часть национального одеяния женщин Востока, а по обладанию искусно отделанным серебром и золотом оружием можно было определить степень благосостояния у мужчин.
Во второй половине Х1Х – начале ХХ вв. женские украшения – налобные, височные, нагрудные, пуговицы и привески, пояса, кольца, серьги – бытовали в разных слоях населения: золотые и серебренные – в среде богатой верхушки, из меди и латуни – у бедняков. Пояса с массивными серебряными украшениями носили мужчины из богатого сословия.
Азербайджанским мастерам-зергерам была знакома техника филиграни, штампа, чеканки, росписи по эмали, гравировки по черни. Предпочтение отдавалось филиграни и штампу. Искусством росписи по эмали славились ювелиры Баку.
Вручную, при помощи небольшого набора инструментов они выполняли разнообразные изделия, пользовавшиеся спросом у местного населения.
Зергеры создавали ювелирные украшения, соответствующие нормам традиций азербайджанской народной одежды и являющиеся непременным дополнением азербайджанской национальной одежды.
Уже в раннем детстве девочкам прокалывали уши, продевали в них тонкую нить, на которую нанизывались бусинки («гез мынчыгы»), которые должны были отводить «дурной глаз», пришивали их также к одежде, вешали на ручку младенца.
Существовали украшения для невесты, в комплект которых непременно входили кольца, серьги, нагрудные и головные украшения, браслеты и т.д.
При изготовлении ювелирных изделий азербайджанскими мастерами в 19 в. использовалась эмаль. Изделия из золота покрывались главным образом красной, синей и зеленой эмалью от светлых до самых темных тонов. Фоном служила обычно белая эмаль. Эмалевые изделия покрывались растительным орнаментом. По своим формам и технике исполнения изделия из серебра совершенно идентичны изделиям из золота. Серебряные изделия в зависимости от их назначения покрывались либо позолотой, либо гравировались и подвергались чернению.
Во второй половине резко меняется бакинская жизнь – нефтяной бум приносит новое не только в развитие самого города, но и в частную жизнь его жителей. Благодаря развитию нефтяной промышленности, в город приезжает множество народа из самых разных концов России и из других стран. Баку превращается в многонациональный крупный промышленный центр.
В связи с этим происходят изменения и в спросе на изделия из благородных металлов и драгоценных камней. Сюда стали ввозиться и продаваться европейские украшения.
Хотя традиционные, или как тогда также говорили «туземные» украшения по-прежнему покупались и заказывались у местных мастеров. А большой приток населения из других местностей Закавказья привел к тому, что местных мастеров стало не хватать, и тогда в городе появились мастера из других районов Кавказа.
В 1898г., по сведениям Бакинской пробирной палаты, в Баку числилось 1036 ювелиров и мастеров золотых и серебряных дел.
Среди них были не только жители Баку, но и приезжие мастера. Например, около 130 мастеров являлись выходцами из Дагестана, «которые почти исключительно занимаются производством разного рода туземного оружия и оправ из драгоценных металлов для шашек, кинжалов, пистолетов, ружей, а также выделкой разных фасонов туземных поясов из высокопробного золота и серебра... Изделия лезгинов отличаются своей неподражаемой чернью и чистотой резьбы».
В Баку мастера золотых и серебряных дел работали на определенных улицах. Например, улица Спасская так и называлась в народе – «Ювелирной» (в советское время это ул. Касума Измайлова , а сейчас она получила свое название по историческому бытовому наименованию - Заргярпалан) . Заргярпалан славился на весь город, но все изменилось после того, как вокруг центрального универмага обосновались предприниматели.
В советские времена, по их словам, нехватки рабочих рук среди ювелиров не было - тогда в Азербайджане функционировал знаменитый Бакинский ювелирный завод. Масштабы его производства поражали - ежегодно поставки составляли свыше 4 тонн золота и 30 тысяч каратов в качестве сырья.
Ювелирная продукция Азербайджана занимала второе место среди стран Советского Союза, благодаря национальному орнаменту и гравировке - последняя была признана самой лучшей. Отличительной особенностью изделий была шебеке - то есть филигрань.
Мало кто в нашей стране знает, что в период существования СССР Азербайджан являлся одним из главных производителей ювелирных изделий. В тот период изделия из драгоценных камней и металлов производились в основном на двух предприятиях - Бакинском производственном объединении "Ювелирпром" (в прошлом - Бакинский ювелирный завод) и заводом при министерстве бытового обслуживания населения. "Ювелирпром", будучи одним из самых крупных объединений в стране, производил практически 90% изделий. А 10% приходилось на долю фабрики при министерстве, состоящей из трех цехов. Этот завод был построен в 1973 году и практически заменил Бакинскую ювелирную фабрику.
В течение короткого промежутка времени на месте фабрики был выстроен большой завод, где было создано свыше 2000 рабочих мест. Все наиболее выдающиеся ювелиры были приглашены туда на работу. И в течение каких-то пяти лет завод вырвался в первую тройку лидеров ювелирной промышленности бывшего Союза (для полноты картины скажем, что на советском пространстве действовали тогда около 30 крупных ювелирных заводов!).
Масштабы производства на этом заводе поражали - ежегодно бакинский завод в централизованном порядке получал свыше 4 тонн золота и 30 тысяч каратов в качестве сырья. На заводе был построен единственный в бывшем Союзе футлярный цех, оборудование которого было импортировано из Италии. Только в футлярном производстве было задействовано около 700 человек.
В 90-е годы все изменилось, ведь наступала эпоха грабительского капитализма и разграбления средств производства. Вся деятельность нашей ювелирной промышленности сосредоточилась лишь в отделе сбыта и в кадровом управлении. И это неудивительно - ведь это были самые прибыльные сектора. В советский период ювелира подпускали к золотым изделиям и драгоценным камням только после шестимесячной стажировки. А теперь ювелиров стали допускать к работе с золотом уже через 6 дней после приема на работу.
Один за другим цеха стали закрываться, а оборудование завода экспортировалось в ближнее зарубежье - Иран и Турцию. Вначале была свернута деятельность экспериментального участка, где работало около 20 мастеров экстра-класса. В этом цехе продолжали жить традиции кубачинского ювелирного дела. Его и решили уничтожить в первую очередь. Хотя изделия, изготовленные этими талантливыми мастерами, демонстрировались на различных международных выставках и были занесены в самые престижные ювелирные каталоги мира.
С 1995 года разваленное предприятие стали покидать самые лучшие ювелиры - мастера с 20-летним и 30-летним стажем работы. И на месте огромного завода с уникальным футлярным производством, оснащенного итальянским и немецким оборудованием, остался лишь небольшой цех с малочисленным коллективом в 150-200 человек. Азербайджан переживал обратный процесс - переход от фабричного производства к ремесленным мастерским. Столица была перенасыщена мелкими и кустарными ювелирными мастерскими.
Под угрозой оказалась не только отрасль промышленности. Правительство страны приняло беспрецедентное решение - была разрушена централизованная пробирная система. Право пробирования было предоставлено самим ювелирным ремесленникам, производящим кустарные товары. То есть, ювелир, производящий продукцию, сам же ее проверяет и сам же накладывает пробу (!). Каждый ювелир за определенную плату мог получить в Инспекции пробирного надзора Минфина пробирную печать.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев