Целью экспедиции было достижение географического Южного полюса, однако Шеклтон был вынужден повернуть, не дойдя до цели всего 180 км, из-за неверно рассчитанной тактики похода и общего истощения членов полюсной группы. Несмотря на то, что главная цель не была достигнута, экспедиция на «Нимроде» доставила обширную научную информацию об Антарктическом материке. Шеклтон и его спутники впервые пересекли Трансантарктические горы и достигли центра Южнополярного плато. Среди прочего, они открыли ледник Бирдмора. Северная партия экспедиции впервые достигла Южного магнитного полюса. Было совершено первое восхождение на вулкан Эребус.
Первые наброски планов антарктической экспедиции появляются в бумагах Шеклтона в 1906 году. Он намеревался базироваться на острове Росса, используя хижину Скотта. Новшеством было разделение зимовочного отряда на две группы: Южную — предназначенную для достижения Южного географического полюса, и Северную, которая должна была достигнуть Южного магнитного полюса. Планы Шеклтона были весьма амбициозны: помимо покорения обоих Южных полюсов предполагалось исследовать Трансантарктические горы и Южнополярное плато, метеорологическая группа должна была исследовать механизмы формирования погоды в Южном полушарии и влияние антарктических ледников на климат Австралии и Новой Зеландии. Весьма обширной была программа зоологических исследований. Для современников, однако, не было секретом, что основной целью Шеклтона были первооткрывательские рекорды, а научная программа предназначалась в первую очередь для привлечения инвесторов и придания экспедиции респектабельности в обществе.
Шеклтон объявил, что будет использовать триаду транспортных средств: ездовых собак, низкорослых маньчжурских лошадей (англичане называли их «пони») и специально сконструированный автомобиль мощностью 22 л.с. Автомобиль предназначался в первую очередь для рекламных целей: одним из спонсоров экспедиции была шотландская автомобильная компания Arrol-Johnston. Кроме того, Шеклтон приобрёл за 5000 ф.ст. промысловую шхуну «Нимрод», которая была подвергнута перестройке и оснащению вспомогательной паровой машиной в 60 л.с., неэкономичной и неэффективной. Судно было оснащено парусным вооружением как баркентина.
5 августа 1907 года «Нимрод» посетили король Эдуард VII и королева Александра, отплыла экспедиция 11 августа. Шеклтон остался в Британии улаживать дела экспедиции и должен был воссоединиться с её членами только в Новой Зеландии, для отплытия не позднее начала нового, 1908 года.
Ледяной барьер увидели 23 января, но его очертания не совпадали с картами, снятыми в предыдущей экспедиции на «Дискавери». Взамен была открыта обширная бухта, в водах которой было много китов, Шеклтон дал ей соответствующее имя. За барьером простирались обширные ледяные равнины. Высадиться на Земле Эдуарда VII не удалось, а шельфовый ледник показался Шеклтону неподходящим местом для зимовки. Было принято решение нарушить обещание, данное Скотту, и «Нимрод» направился к проливу Мак-Мёрдо, куда вошёл 25 января 1908 года.
28 января была произведена попытка высадки. Автомобиль и пони были переведены на берег, так как Шеклтон хотел поскорее выгрузить припасы. Неприятности начались сразу же: автомобиль не функционировал на морозе, уже 30 января пришлось пристрелить одного пони, не выдержавшего морского перехода, одна собака утонула в море, вторая сорвалась со скалы, когда охотилась на пингвинов.
Поскольку к началу февраля мыс Хат не освободился ото льда, Шеклтон решил разместить своё зимовье на мысе Ройдс, открытом Уилсоном в 1903 году. 22 февраля выгрузка завершилась, и «Нимрод» покинул Антарктику.
Поскольку ледовые и погодные условия не позволяли начать разведку пути к полюсу, Шеклтон решил до начала полярной ночи исследовать вулканы острова Росса, чтобы не дать команде скучать. Восхождение было начато двумя командами 5 марта 1908 года в составе Э. Дэвида, Д. Моусона и А. Макея и Э. Маршалла, Дж. Адамса и сэра Ф. Броклхёрста. Одна из групп страховала другую.
В первый день альпинисты достигли высоты 825 м, имея 300 фунтов снаряжения, сложенных на санях. Во второй день удалось достигнуть 1700 м, несмотря на большие заструги, препятствующие восхождению. Адамс принял решение, что до вершины должны добраться обе группы. 8 марта начался сильный снежный шторм, Броклхёрст обморозил ноги и был вынужден вернуться вниз. 9 марта восхождение продолжилось, участники подъёма провели на вершине вулкана 4 часа, причём Адамс сумел провести метеорологические измерения и набрал образцы магматических пород. Спуск прошёл быстро, поскольку люди просто скользили на задах по ледяным склонам. Мыса Ройдс участники похода (вместе с дождавшимся их Броклхёрстом) достигли 11 марта, в буквальном смысле полумёртвыми от голода и обморожений.
Начиная с августа, начались пробные походы на юг, для разведки поверхности ледяного барьера и закладки складов на обратный путь. На полюс Шеклтон брал трёх спутников: Джейсона Адамса, Эрика Маршалла и Фрэнка Уайлда, не имевших практики полярных походов.
Полярная группа стартовала 29 октября. График расстроился непосредственно после старта: рыхлый снег, травмы пони и людей резко сократили дневные переходы (Адамс повредил колено — его лягнул собственный пони). Начальник экспедиции вынужден был сократить переходы до 13½ миль в день, соответственно, уменьшив пайки людям и лошадям, что должно было увеличить автономность группы до 110 дней. Дальнейший путь проходил по неизвестной территории.
Далее ледовые и погодные условия сильно ухудшились, это стоило жизни ещё двум пони. Прямой путь по меридиану был перечёркнут Трансантарктическими горами, Шеклтон беспокоился, что придётся совершать восхождение. Однако 3 декабря было замечено сильное свечение на юго-востоке, которое оказалось отражением солнечного света от пологого ледника, простирающегося перед путешественниками как «столбовая дорога к полюсу». Леднику было дано имя Бирдмора — в честь главного спонсора экспедиции.
7 декабря последний пони провалился в ледниковую трещину, по счастью, оборвались постромки, и нарты со снаряжением удалось сохранить. Людям пришлось тащить на себе тяжёлые грузы челночным способом, что сильно увеличивало сроки похода, несмотря на хорошую погоду. Усталость и голод приводили к конфликтам людей и развитию психозов, что отразилось в дневниках членов экспедиции. 25 декабря было достигнуто устье ледника на высоте 3300 м над уровнем моря. Экспедиционеры находились в 461 км от Южного полюса. Здесь была проведена ревизия запасов, которая выявила, что провианта осталось на месяц. Это означало, что достигнуть полюса не удастся, но Шеклтон не желал мириться с этим обстоятельством, ещё более сократив рацион. Всё снаряжение, без которого можно было обойтись, было оставлено на леднике.
27 декабря экспедиционеры вышли на Полярное плато на высоте 3500 м. Люди были сильно истощены: 29 декабря Маршалл произвёл медицинский осмотр группы и установил, что температура тела у всех понизилась на 3—4 °С по сравнению с нормой. 31 декабря начался сильный шторм при температуре −26 °C, однако даже встречный ветер не помешал достичь в Новый год широты 87°6½.
4 января по первоначальному плану команда должна была достигнуть Южного полюса. Шеклтон был вынужден поставить новую цель: достигнуть хотя бы символической точки в 100 морских миль от полюса (185 км). Однако люди сдавали, и 9 января 1909 года на 88°23′ ю. ш. и 162° в. д. Шеклтон поставил «Юнион Джек», врученный ему перед отплытием королевой. В снегу был захоронен латунный цилиндр с первым отчётом об экспедиции. Полярное плато было им названо в честь короля Эдуарда VII.
Спутники Шеклтона очень высоко отзывались о решении командира повернуть обратно. Воодушевление позволяло изнурённым людям пешком преодолевать огромные расстояния: 17 января группа прошла 36 км, 18 — 42 и 19 января — 47 км. Такие темпы объяснялись и тем, что члены экспедиции шагали налегке, не обременённые запасами провианта и снаряжения.
Шеклтон считал крайней точкой безопасного возвращения 1 марта. Продвижение группы задержалось на сутки сильным бураном, а 27 февраля Маршалл слёг с тяжелейшими желудочными симптомами. Шеклтон решил вместе с Уайлдом пробиваться к базе в надежде, что пришёл «Нимрод» и можно будет спасти Маршалла и Адамса. Поздней ночью 28 февраля они добрались до мыса Ройдс. 4 марта весь полюсный отряд благополучно собрался на борту «Нимрода».
Северный отряд состоял из трёх человек, которым пришлось тащить всё необходимое снаряжение на себе — собаки были заняты на обустройстве складов для возвращения Шеклтона и на «рутинной работе». Группа стартовала ещё 5 октября, причём на первых километрах попробовали использовать автомобиль, водителем-механиком которого был Дэй. Из-за чрезвычайно тяжелого пути продвижение осуществлялось медленно: к концу октября путешественники преодолели по побережью Земли Виктории не более 100 км. Тогда было решено бросить всё, без чего можно обойтись, только так удалось форсировать ледник Норденшельда и ледник Дригальского. При пересечении последнего 11 декабря Дэвид упал в трещину, и был спасён Моусоном. 27 декабря был достигнут чрезвычайно изломанный ледник Ривза, после чего команда смогла проходить до 17 км ежедневно. С этого же дня начались регулярные магнитные измерения. Из-за несовершенства приборов приходилось несколько раз повторять 24-часовые циклы наблюдений. Наконец, 16 января 1909 г. полюс был достигнут на 72°15' ю. ш., 155°16' в. д. на высоте 2210 м над уровнем моря. Открытый район по инструкции, данной Шеклтоном, был провозглашён владением Британской империи. Несмотря на крайнее истощение, члены команды магнитного полюса преодолели 400 миль обратного пути за 15 дней, назначенных до прихода «Нимрода». 31 января «Нимрод» подошёл к берегу, но из-за полосы припая не смог приблизиться больше, чем на 26 миль. Только 4 февраля, пережив снегопад и падение в трещины морского льда, отряд Дэвида вернулся на судно.
6 марта экспедиция покинула остров Росса. Пройдя мыс Адэр, Шеклтон сумел обследовать 75 миль побережья Земли Уилкса, недоступной для предыдущих экспедиций. 23 марта 1909 года «Нимрод» пришёл в Новую Зеландию, откуда Шеклтон направил первый отчёт об экспедиции в редакцию газеты Daily Mail, с которой был связан контрактом. Р. Скотт немедленно поздравил Шеклтона с успехом, но Королевское географическое общество подвергло исследователя некорректной критике, усомнившись в методах определения географических координат. Тем не менее, вернувшихся в Лондон 14 июня 1909 г. полярников толпа встречала как триумфаторов. 12 июля 1909 года Шеклтон был возведён в ранг командора Ордена Виктории, а 13 декабря — в рыцарское достоинство. Королевское географическое общество наградило его полярной медалью, однако с уничижительной оговоркой: «медаль изготовлена не такого же большого размера, как для капитана Скотта».
#history@steamjournal #путешествия@steamjournal #Антарктида
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев