ИГРА В КАРТЫ – ЭТО ГРЕХ?
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
«Почему Православным нельзя играть в карты?» – спросила меня однажды девочка-подросток, дочь моих прихожан. С этой семьёй я знаком давно и девочку знаю с раннего детства. Она, сколь позволяет возраст, сознательно верующая и при этом обладает любознательностью и пытливым умом. О том , что христианам нельзя играть в карты , девчонка узнала, как я понял, от родителей и , как это часто бывает с хорошими послушными детьми , не стала задавать лишних вопросов , просто приняла , что называется, к исполнению – и всё. Но вопросы остались. Ну а к кому же идти с неразрешёнными недоумениями верующему ребёнку , как не к священнику?
Я в свою очередь хотел было ответить дежурно: о предназначении карт , о смысле мастей и прочее. Но почему-то мне подумалось , что именно в этом случае нужен не развёрнутый ответ с разбором темы , что называется, по косточкам, а нечто более простое и в своей простоте убедительное. И я задумался. В самом деле , отрицательное отношение Церкви к картам и всему , что с ними связано , от гадания и азартных игр до пасьянса и игры в дурака, можно сказать, общеизвестно. Настолько , что для большинства утверждение , что христианам нельзя играть в карты , даже не требует объяснения. Тем же, кто требует, мы всегда готовы рассказать подробно, что именно в картах не так. Но , как по мне, в том и наша беда, что в своей дотошности мы бываем настолько банальны, что нас просто не воспринимают всерьёз.
Итак , не подлежит сомнению , что игра в карты – грех. Нет , грех совсем не потому , что карты используются для гадания. Давайте будем честны: какого-то реального и сознательного обращения к врагу рода человеческого в современном процессе гадания , что бы там для него ни использовалось, совсем немного. Есть , конечно , несчастные, которые либо сознательно служат нечисти, либо сдуру призывают себе в помощь бесов. Но эти бедолаги почти незаметны в море тех , для кого гадание не что иное, как способ заработка. Своего рода бизнес на чужом суеверии и глупости. В этом процессе могут использоваться карты , однако далеко не они одни. Так что про связь карт с бесами мы здесь говорить не будем.
Более очевидный ответ на вопрос, почему Православным нельзя играть в карты , куда проще. Карты являются атрибутом азартных игр. О том, что любая азартная игра греховна , можно даже не писать , слишком уж это очевидно. Исходя из этого, христианам нельзя играть в азартные игры в целом , в том числе и в карты.
Предвижу вопрос: ведь отнюдь не все карточные игры являются азартными, что же плохого, например, в игре в дурака? Конечно, в дурака на деньги не играют. Но, с другой стороны , сами по себе карты созданы для азартной игры , то есть для греха. И никто не даст гарантии , что сегодняшний любитель перекинуться в дурачка завтра не засядет за секу или преферанс. В наше время игромания и без карт уже стала повсеместной бедой , что же говорить о тех, кто привык держать в руках карты? Ведь последние , повторюсь, именно для азартных игр и придуманы.
Ситуация с картами чем-то напоминает ситуацию с оружием. Последнее тоже можно применить как для преступления, так и для самообороны. Однако, учитывая вероятность , как первого , так и второго , можно с уверенностью сказать , что любой обладатель оружия является потенциальным преступником, независимо от намерений, с какими он оружие приобретал. В случае с картами также, независимо от мотивации, вынуждающей взять в руки колоду, игрок гарантированно попадает в зону риска, неизбежно подвергаясь опасности рано или поздно сделать первую ставку.
Так что не сомневайтесь: игра в карты – безусловный грех. Предостерегая от неё, Церковь одновременно заботится и о чистоте души, и о сохранности кошелька, и о здоровье психики. Заметим, что общецерковной точки зрения на вопросы, связанные с символикой карт, нет – тема никогда не выносилась на обсуждение Межсоборного присутствия, ни тем более на Соборы, что вполне объяснимо – не тот масштаб проблемы.
Протоиерей Игорь ФОМИН на сайте журнала «Фома» высказывает такую точку зрения: «Дело в том, что карты имеют очень глубокую антихристианскую символику. Обратите внимание на карточные масти. Все они изображают евангельские символы, но как бы глумясь над ними. Трефы – крест, на котором был распят Иисус Христос. Пики – копье, которым Он был прободен. Черви – губку с уксусом, которую поднесли умирающему на кресте Спасителю, чтобы напоить Его. Бубны – четырехгранные гвозди, которыми были прибиты к кресту руки и ноги Христа».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев