Если человек скажет: «У меня и так очень хорошая духовная жизнь, я полностью ею доволен, мне нечего исправлять», тут два варианта: или он святой, или стоит задуматься о своем мироощущении и понимании себя в христианской вере. Каждый из нас может заглянуть в себя и спросить, что можно исправить. Да, можно быть человеком умеренным в пище. Есть люди, которые не вкушают мясную и молочную пищу, – вегетарианцы. Может показаться, что в плане еды пост для них проходит в течение всего года. Но ведь пост – это не столько еда. Еда – это второстепенный, внешний момент. Состояние души человека, его отношение к самому себе, его отношение к ближнему, отношения с Богом, его молитвенное состояние, духовная жизнь – все это призвано к совершенству. Мне кажется, каждый из нас видит себя и понимает, над чем ему необходимо поработать.
Как-то я встретил замечательное объяснение про три столпа христианского поста, проведение великих постовых дней. В первую очередь это молитва, то есть время, когда мы больше пребываем в общении с Богом. Если мы не имеем возможности увеличить наше молитвенное правило или время посещения богослужения, то можно стараться хотя бы качественно улучшить свою молитву. Бывает такое, что мы молимся, а ум у нас где-то летает; или исполняем правило чисто потому что необходимо его исполнить. Нужно постараться в эти дни хотя бы с большим вниманием молиться, читать правила, которые являются основными в нашей жизни.
Следующее – это ограничение себя, даже не только в еде. Это моменты развлечений, увлечений, то есть все то, что связывает нас в нашей жизни, является материальной привязанностью. Очень важно понять, что мы, христиане, не стремимся к тому, чтобы прийти к состоянию, когда мы понимаем, что ничто материальное нами не правит. Мы едим, потому что нам необходимо есть, но стараемся не объедаться, чтобы чрево нами не управляло. Мы любим, предположим, смотреть телевизор, увлекаемся спортом, но если это становится такой частью жизни, без которой мы уже не можем себя представить (например, не посмотрел программу или пропустил сериал и теряешь покой), то с этой привязанностью неплохо в течение поста попробовать справиться. Будет весьма полезное ограничение.
Наконец, третье (но не третье по важности) – милостыня. Я хотел бы акцентировать на этом внимание. В наше время мы чаще всего понимаем милостыню как материальную жертву, которую мы можем дать человеку, храму, социальному учреждению, детскому дому. А в древности милостыня понималась по-другому: как я могу отдать самое драгоценное, что есть в моей жизни, для другого человека, то есть пожертвовать самым важным в нашей жизни. А что самое важное в нашей жизни? Это наше сердце, наша искренность и (думаю, все согласятся) – наше время. Очень ценная вещь, мы всегда куда-то торопимся, у нас всегда есть дела. Во время поста мы стараемся посвящать время богоугодным делам. Это имеет прямую связь с постом телесным, с ограничениями в развлечениях. Мы не просто освобождаем время, мы освобождаем его для пользы. Милостыня для другого человека – это попытка войти в его положение, попытка услышать другого человека, попробовать его понять или простить, просто выслушать. Бывает, нет у тебя времени, кто-то хочет с тобой пообщаться, а ты можешь найти предлог, чтобы с человеком не поговорить, не уделить ему время (близкий это человек или дальний).
Время поста – это время, когда мы стараемся больше времени проводить ради других. Это может касаться в том числе и семейной жизни. Если человек мало времени и внимания уделяет своей семье, об этом жалеет, хочет это исправить, то пост – это время попробовать изменить ситуацию. Как в любом другом длительном посте, смысл поста не в том, чтобы соблюсти его, а потом все вернулось на круги своя. Пост – это ступеньки, которые ведут человека веры к духовной жизни. По-хорошему (хотя это очень далеко от идеала), каждый пост должен что-то новое приносить в нашу духовную жизнь, помогать справиться с каким-то грехом, недостатком, образом жизни, который нам не нравится или не соответствует жизни христианина, и стараться соблюдать это. Справились мы, положим, с объедением в течение Великого поста – не нужно после этого в Светлую седмицу сразу объедаться так, что плохо становится. То же самое касается любых других вещей. Отучил себя смотреть много сериалов или фильмов – знай и дальше умеренность, а иначе получается, что мы всегда будем ходить по кругу. Великий пост, Петров пост, Успенский пост будут ожидаться как что-то важное, но временное, не оставляющее следа в нашей жизни.
клирик храма Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском г. Москвы, преподаватель Московской духовной академии священник Илья Письменюк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев