1. Недуг сердца.
«Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы
мучительные страдания за то, что они лгали»( 2:10).
2. Неудержимая страсть.
«Не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом»(33:32).
3. Высокомерие и гордыня.
«Когда им говорят: “Придите, чтобы Посланник Аллаха попросил для вас прощения”, — они качают головой, и ты видишь, как они надменно отворачиваются»( 63:5).
4. Насмешка над кораническими аятами.
«Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: “Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь”»( 9:64).
5. Насмешки над верующими.
«Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, они говорят: “Поистине, мы — с вами. Мы лишь издеваемся”. Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую»( 2:14–15).
6. Удерживание людей от расходования на благие цели.
«Именно они говорят: “Не жертвуйте в пользу тех, кто возле Посланника Аллаха, пока они не покинут его”. Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают этого»(63:7).
7. Ограниченность и обвинение верующих в глупости.
«Когда им говорят: “Уверуйте так, как уверовали люди”, — они отвечают: “Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?” Поистине, они и есть глупцы, но они не знают этого»( 2:13).
8. Лояльность по отношению к кафирам.
«Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые делают своими ближайшими друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, притом что могущество целиком присуще Аллаху?»( 4: 138–139).
9. Козни и интриги против верующих.
«Которые ждут, когда вас постигнет беда. Если Аллах одаряет вас победой, они говорят: “Разве мы не были с вами?” Если же доля достаётся неверующим, они говорят: “Разве мы не покровительствовали вам [или: не помогали вам]и не защитили вас от верующих?” Аллах рассудит между вами в День воскресения. Аллах не откроет неверующим пути против верующих»( 4:141).
10. Попытки обмануть Аллаха и лень в поклонении.
«Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но сами оказываются обманутыми Им. Ког-да они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного»(4:142).
11. Колебания и изменчивость.
«Они колеблются между этим [верой и неверием], но не принадлежат ни к тем, ни к другим»(4:143).
12. Стремление обмануть верующих.
«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого»(2:9).
13. Обращение за решениями к тагуту.
«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано
не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: “Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику”, — ты видишь, как лицемеры
стремительно отворачиваются от тебя»( 4:60–61).
14. Распространение нечестия среди мусульман.
«Если бы они выступили [в поход]вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Аллах знает несправедливых»(9:47).
15. Ложные клятвы, страх, трусость и пугливость.
«Они клянутся Аллахом, что они — одни из вас. Однако они не принадлежат к вам. Однако они — боязливые люди. Если бы они нашли убежище, пещеру или подземное укрытие, то они поспешно устремились бы туда»(9:56–57).
16. Они желают, чтобы их хвалили за то, чего они не делали.
«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания»(3:188).
17. Порицание благих дел.
«Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достаётся что-либо из милостыни, то они остаются довольны, если же им ничего не достаётся, то они сердятся»(9:58).
18. Довольство тем, что другой человек счёл бы позором для себя.
«Когда была ниспослана сура с повелением уверовать в Аллаха и сражаться вместе с Его Посланником, обладающие богатством среди них стали просить тебя позволить им остаться и сказали: “Оставь нас, мы будем в числе тех, кто остался”»(9:86).
19. Побуждение к порицаемому и удерживание от одобряемого.
«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они побуждают к порицаемому, и удерживают от одобряемого, и сжимают свои руки [скупятся делать пожертвования]. Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Поистине, лицемеры являются нечестивцами!»(9:67).
20. Нежелание усердствовать на пути Аллаха.
«Оставшиеся позади [не принявшие участия в походе на Табук]радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно усердствовать своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: “Не отправляйтесь в поход в такую жару”. Скажи: “Огонь Геенны ещё жарче!” Если бы они только понимали!»(9:81).
21. Колебания и стремление сбежать.
«Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: “Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением”. Вот некоторые из них сказали: “О жители Ясриба [Медины], вы не сможете выстоять! Вернитесь!” А некоторые из них попросили разрешения у Пророка и сказали: “Наши дома остались беззащитны”. Они не были беззащитны — они лишь хотели сбежать»(33:12–13).
22. Промедление.
«Поистине, среди вас есть такой, который задержится, и если вас постигнет несчастье, то он скажет: “Аллах оказал мне милость тем, что меня не было рядом с ними”»(4:82).
23. Уклонение.
«Среди них есть и такой, который говорит: “Позволь мне остаться дома и не искушай меня!” Безусловно, они уже впали в искушение. Поистине, Геенна объемлет неверующих»(9:49).
24. Придумывание оправданий своему отказу присоединиться к остальным верующим.
«Когда вы возвратитесь к ним, они станут оправдываться. Скажи: “Не оправдывайтесь, мы всё равно не поверим вам. Аллах уже сообщил нам вести о вас. Аллах и Его Посланник увидят ваши деяния. А потом вы будете возвращены к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали”»(9:94).
25. Они скрываются от людей.
«Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен. Аллах объемлет то, что они совершают»(4:108).
26. Радость из-за вреда, который причиняется верующим. «О вы, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется ещё большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: “Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди”. Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас
постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никако-го вреда. Поистине, Аллах объемлет всё, что они совершают»
(3:118–120).
27. Если ему доверяют, он предаёт, если говорит, то лжёт, если обещает, то нарушает обещание, а если ведёт тяжбу, то поступает нечестно.
«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: “Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников”. Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением. Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали»(9:75–77).
‘Абдаллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лицемер в полном смысле этого слова отличается четырьмя качествами, а в том, кому присуще хотя бы од-но из этих качеств, останется одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. Когда такому человеку доверяются, он предаёт, когда он рассказывает о чём-либо, то лжёт, заключив договор, поступает вероломно, а когда ведёт тяжбу с кем-либо, поступает нечестно» [Бухари, 34; Муслим, 58].
28. Откладывание молитвы.
Аль-‘Аля’ ибн ‘Абд-ар-Рахман передаёт, что однажды он пришёл к Анасу ибн Малику в его
дом в Басре после того, как совершил полуденную молитву: «Когда мы зашли к нему, он спросил: “Вы уже совершили предвечернюю молитву (‘аср)?” Мы сказали ему: “Мы совсем недавно закончили совершать полуденную (зухр)”. Он сказал: “Совершите предвечернюю молитву”. И мы встали и совершили молитву, и когда мы закончили, он сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) говорил: ‹Такова молитва лицемеров: он сидит, и, когда солнце окажется между двух рогов шайтана, он встаёт и [наспех]совершает четыре рак‘ата, подобно клюющему что-то ворону, и поминает в них Аллаха лишь немного›”» [Муслим, 622].
29. Уклонение от совершения коллективных молитв.
‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Кто желает завтра встретить Аллаха, будучи мусульманином, пусть неуклонно совершает эти молитвы там, где раздаётся призыв к их совершению, ибо, поистине, Всевышний Аллах установил для Своего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обычаи правильного пути, и это относится к обычаям правильного пути. Если же вы будете молиться в своих домах и оставите свои мечети, вы оставите Сунну вашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). А если вы оставите Сунну вашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), вы впадёте в заблуждение. Любому человеку, который очистится наилучшим образом, после чего направится в одну из этих мечетей, Аллах непременно запишет за каждый сделанный им шаг одно благое дело, и возвысит его на одну степень, и простит ему одно из его прегрешений. В наше время никто не уклонялся от участия [в коллективных молитвах], кроме известных нам лицемеров, и мы видели, как человек приходил, опираясь на двух других, и они помогали ему встать в ряд» [Муслим, 654].
30. Сквернословие и многословие.
Абу Умама передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стыдливость и немногословность — два ответвления веры, а сквернословие и многословие — два ответвления лицемерия» [Тирмизи, 2027].
31. Внимание пению.
‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Пение растит в сердце лицемерие» [Шу‘аб аль-иман].
📁См. Мунаджид, «Недуги сердца»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев