В 720 километрах от Баку, и всего в 12 км. от столицы Нахичеванской Автономной Республики, находится удивительное место – пещера Асхаб-Уль-Кахф или, как ее называют в народе, "Асхаби-Кахф".
Почитаемая во многих других странах, особенно на Ближнем Востоке, она расположена на высоте 1655 метров, между горами Нахаджирдаг и Хачадаг.
Пещера известна не только тем, что легенда о ней перекликается с почитаемыми у христиан и мусульман событиями, но и реальными загадочными артефактами, которые невозможно объяснить с точки зрения современной науки.
Легенда пещеры Асхаби-Кахф
Прежде чем рассказать о легенде, связанной с удивительной пещерой в Бабекском районе, хотелось бы отметить во что:
Легенда пещеры Асхаби-Кахф не является уникальной, она переплетается с рассказом о 7 спящих отроках, признанных христианскими мучениками, и персонажами Корана из 18-й суры «Пещера».
Считается, что описания в Христианстве и Исламе основаны на реальных событиях (естественно чуточку приукрашенных).
Нет достоверных подтверждений о том, где находится сама пещера. В Христианстве больше склоняются к версии, что это пещера близ турецкого города Эфес, в Исламе, что возле Аммана (Иордания).
Помимо этого, пещеру располагают еще в нескольких местах от Испании до Средней Азии.
Не понятно, какая из версий ближе всего к истине. Событие относят к III веку, впервые оно было описано в V веке (сирийским поэтом-богословом Иаковом из Сарука), и стало христианским вариантом. Но это говорит лишь о первом дошедшем трактовании.
Впрочем, ниже вкратце описаны все три варианта, поэтому можно попробовать сделать выводы самостоятельно.
Семь спящих отроков Эфесских
Святой Максимилиан и его друзья относились к военной аристократии города Эфес, который находился под римским протекторатом. Все юноши были христианами. Как-то, в честь прибытия римского императора, было приказано принести жертвы богам Рима. Семеро отроков были единственными, кто отказался это делать.
Так как юноши были из аристократов, сам Максимилиан являлся сыном эфесского наместника, то их не казнили, а лишив права носить пояса воинов, дали время на размышление.
В один из следующих своих приездов, император вспомнил о отроках и призвал их на суд. Юноши не отреклись от веры и их приговорили к смерти – по приказу императора отконвоировали в пещеру, вход которой завалили огромными валунами.
Но юноши не умерли от жажды и голода, а уснули. Через 200 лет, хозяин земли где находилась пещера, не подозревая о ее содержании, приказал расчистить вход. Как только вход расчистили юноши ожили, и увидели, что все вокруг уже приняли христианство. Возрадовались, а вскоре вновь уснули, чтобы уже проснуться в день всеобщего воскрешения.
История изложенная в суре «Пещера»
Юноши были единственными в своем племени, кто встал на праведный путь, уверовав в Аллаха. Они отказались участвовать в языческих ритуалах за что были подвергнуты гонениям. Спасаясь от разгневанных соплеменников они укрылись в пещере и вознесли молитвы к Всевышнему. Тот их услышал и усыпил «на многие годы», вместе с верным псом, который заснул перед входом в пещеру.
Только через 309 лет Аллах их вновь воскресил. Юноши проснулись, даже не подозревая, что проспали три века. Только, когда один из них спустился в город за хлебом, их обнаружили.
Вскоре, после того как юношей навестил новый император, они опять уснули в своей пещере.
В Коране не указано количество юношей, но в исламской традиции считается, что их было семеро. Также, как и в христианстве у них у всех есть имена, сохранилось даже имя собаки – Китмир.
Легенда пещеры Асхаби-Кахф близ Нахичевана
Во времена жестокого правителя Даг-Юнуса, прославившегося не только своими деспотизмом, но и притязаниями на святость, житья не было никому. Но когда падишах настолько возгордился, что стал себя сравнивать с Всевышним, не выдержал даже его визирь Темирхан.
Вступившему в конфликт с Даг-Юнусом, ему, вместе с пятью друзьями, пришлось бежать в горы. Темирхан и его друзья плохо разбирались в горной местности, поэтому преследователи их стали настигать. Но тут Создатель послал им пастуха.
Беглецы рассказали чабану свою историю о том, что не признают никого кроме Всевышнего, а падишах заставляет молится ему. Пастух решил присоединиться к друзьям, и повел их тайными тропами в пещеру, где они могли укрыться. Но за ними увязался пастушья собака по кличке Гетмир.
Скрывающиеся от погони испугались, что огромный пес выдаст их лаем и попытались его отогнать. Но тот продолжал бежать рядом. Тогда пастух сломал Гетмиру, сначала одну лапу, а когда он продолжил хромая трусить за компанией, и вторую.
Верный пес все-таки дополз до того места, где семерым беглецам уже не угрожала опасность. Убедился, что с ними все в порядке, и умер на дороге, продолжая своим видом пугать врагов.
Пастух похоронил собаку, соорудив надгробие из камней. А сверху, в знак признательности, положил самое дорогое что у него было – посох. (Это место и теперь называется "Гетмир".)
Когда семерка наконец дошла до цели, у них не было сил даже развести огонь. Они только прислонились к стенам пещеры и тут же уснули.
Проснувшись, друзья стали испытывать сильное чувство голода, поэтому, переодевшийся в одежды пастуха Темирхан, отправился в город. Но покупая хлеб был задержан, т.к. пытался расплатиться неизвестными деньгами. Вскоре выяснилось, что пока беглецы спали прошло 300 лет.
Произошедшее чудо быстро облетело весь город. Собравшийся народ потребовал отвести их в пещеру, чтобы они лично убедились в правдивости слов Темирхана.
Пятеро друзей и пастух, услышав гул приближающейся толпы, подумали, что это преследователи нашли их убежище. Испугавшись они стали неистово молиться прося Создателя защитить их. Тот смилостивился и друзья исчезли, чтобы в следующий раз появится на Страшном Суде.
Когда Темирхан с людьми зашел в пещеру, она была пуста.
Расположение пещеры
Вот что по этому поводу пишет Википедия:
В различных версиях этой истории средневековые авторы помещали могилу «людей пещеры» помимо Эфеса и Аммана в Йемен, Магриб, Испанию, Тарс, Мараш, и даже в Урумчи (Восточный Туркестан). В этих местах до сих пор показывают пещеры, бывшие якобы местом сна коранических «обитателей пещеры».
На территории Нахичеванской Автономной Республики в Азербайджане имеется пещера Асхаб-Уль-Кахф — место, почитаемое мусульманами.
Знаете почему пещера Асхаб-Уль-Кахф выделена отдельно? Потому-что у нее своя не характерная история. Пещера была утеряна на многие столетия, хотя легенда о ней продолжала храниться в народе. Поэтому о ней нет никаких исторических сведений (последний раз упоминалась в 11 столетии).
Кто-то усматривает в этом божий умысел, т.к. легенда затрагивает статус персидских и османских правителей, которые бы наверняка ее разрушили. Кто-то говорит о том, что именно они поспособствовали, чтобы люди забыли дорогу к пещере. Мы этого уже никогда не узнаем. Но тот факт, что огромная пещера, находящаяся рядом с древнейшим Нахчываном (Нахичевань), известным с 15 века до нашей эры, выпадает из всеобщего поля зрения, выглядит странно.
Вновь обретенная около 150 лет назад, Асхаб-Уль-Кахф (Асхаби-Кахф), до сих пор плохо изучена. В советское время было выдвинуто предположение, что пещера могла быть неолитической стоянкой древнего человека. О чем говорил черный, закопченный цвет стен пещеры. Но раскопок произвести не удалось из-за короткого сезона доступа к пещере и большой значимости для местного населения.
Как и во всех местах, считающиеся в народе святыми, для серьезных исследований возникают препятствия нравственного и этического порядка.
На сегодняшний момент, пещера является памятником истории национального значения и охраняется государством. В ней проведены работы по благоустройству и проложена качественная трасса.
Тайны пещеры Асхаб-Уль-Кахф
1. Когда пещеру обнаружили, то недалеко от входя увидели груду камней. Разобрав камни нашли скелет собаки. (Насчет ее лап никаких сведений нет.)
Надпись на белом камне не похожа ни на один из существующих языков. Предположительно это эламский язык, окончательно вымерший к IV веку до нашей эры.
ПС. Кстати, в исламской традиции пса зовут Китмир, что ничего не означает, а по азербайджанской легенде созвучно, но Гетмир, что переводится, как "не идет".
2. На стене пещеры видны семь вмятин размером с человеческий рост.
Природа их непонятна. Специалисты напрочь отвергают природную версию, т.к. скальная порода слишком твердая для выветривания, а предполагать действие воды на вертикальную поверхность не приходится.
Такое впечатление, что к стене очень долго, возможно тысячелетия, были прислонены массивные предметы по форме напоминающие человеческие тела.
3. Недалеко от оттисков фигур видна цепочка следов. Они как бы начинаются ниоткуда и идут в никуда – неожиданно начинаясь и резко обрываясь.
Поражает размер ноги – почти полметра, а учитывая длину шага (120 см.) можно предположить, что обладатель этих ног был не менее двух метров ростом. Точнее от 2 до 2.5.
Судя по отпечатку, человек был в обуви. Но больше всего интересует все тот же вопрос, как отпечатался след в скальной породе? Такой след можно оставить только в остывающей магме или со времен формирования породы ...
4. У входя в ущелье стоят огромные каменные монолиты, весом в десятки тонн. Несомненно они служили чем-то вроде ворот, которые можно завалить в случае опасности. Но кто и как их установил?
Характер этих камней совершенно не соответствует здешним породам.
Кстати, как и в других священных местах, считается, что если трижды обогнуть один из камней, то исполнится желание.
6. К одному из гротов ведут гигантские ступени, своим размерами напоминающие ступени у мавзолея Дири-Баба.
И те, и другие, давно не используются по назначению, т.к. обычному человеку по ним очень сложно взбираться.
5. Здесь также, как у Пира на горе Бабадаг, вокруг много пирамидок из сложенных друг на друга семи камней.
6. В 2001 году здесь обнаружили часть стены какого-то сооружения, возрастом не менее 1500 лет.
Это тем более удивительно, что в Коране есть упоминание, что когда император Рима навестил юношей, которые при нем вновь уснули, он приказал:
Постройте над ними сооружение. Их Господь лучше знает ... (18; 21)
По времени, как раз совпадает.
7. В Коране также есть упоминание о расположении входа в пещеру относительно сторон света.
И ты видишь, как солнце, когда восходило, отклонялось от пещеры их направо, а когда заходило, миновало их налево… (18, 17)
Вход в пещеру Асхаби-Кахф в точности соответствует описанию.
8. Старики рассказывают, что уже в новые времена, здесь произошло чудо исцеления.
К пещере принесли слепого от рождения мальчика, который, недавно попав под машину, не мог еще и ходить. Как только ребенка стали заносить в пещеру, ему на голову капнула вода и он встал самостоятельно на ноги. Более того – прозрел.
При входе в Асхаби-Кахф, на самом деле сверху течет ручеек. Он такой слабый, а высота там около 15 метров, что до земли доходит только водяная пыль. Но иногда с потолка срываются капли.
Некоторые паломники, которые приходят за здоровьем, ждут у входа, надеясь, что на них упадет капля "святой" воды.
9. В центре ущелья, перед самой пещерой расположены несколько зданий: помещение для намаза, маленькая мечеть и сооружение укрывающее от непогоды черный камень. Это новострой.
Когда пещера была вторично обнаружена здесь находился только камень, который по некоторым данным является метеоритом. (Есть частные исследования говорящие о присутствии в нем не характерных для земных пород примесей.)
Считается, что именно падение этого метеорита указало людям местонахождение пещеры.
По преданию, если поднести к черному камню небольшой камушек из пещеры и он прилипнет, то желание исполнится.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2