⠀
В рамках рубрики «Великие инструменты великих музыкантов» мы познакомим Вас с американским скрипачом-выходцем из России еврейского происхождения, имя которого — Тоша (Антон) Зайдель (1899-1962)🎻
⠀
Одесский скрипач родился в семье бизнесмена, который равнодушно относился к музыке. Учить Тошу играть на скрипке начал его дядя, который был скрипачом. Мальчику в тот момент исполнилось всего 3 года.
Затем он обучался у Макса Фидельмана в Одессе, у его брата Александра Фидельмана в Берлине.
⠀
«Мне было 12 лет, - вспоминал Тоша, - когда я впервые услышал игру Яши Хейфеца. Он играл концерт Чайковского, и играл его замечательно. Его владение смычком, левая рука, весь стиль, манера исполнения произвели на меня такое впечатление, что я понял: я должен заниматься с его учителем, я никогда не буду полностью удовлетворён, если не буду заниматься у профессора Ауэра! В 1912 году я сыграл для Ауэра в его доме в городе Лошвиц, вблизи Дрездена, и к моему счастью, он принял меня в число своих учеников» 🎻
⠀
Итак, Александр Фидельман сначала потерял Мишу Эльмана, когда тот перешёл к Ауэру, а теперь и Тоша Зайдель тоже решил оставить его ради Ауэра!
⠀
Хотя Зайдель и Хейфец не были соперниками, их всегда сравнивали. В начале 1920-х годов Тоша уехал из Америки на гастроли в Австралию и Новую Зеландию. Рецензия из Сиднея говорила: «Тоша Зайдель бесконечно лучше Хейфеца. Последний только дал нам совершенное, безличное исполнение, а Зайдель творит незабываемые музыку, искрящуюся искренним чувством, оригинальностью и энергией. Когда слушаешь Зайделя, забываешь все исполнительские трудности, и ваш разум захвачен его непревзойдённым искусством». Подобные восторженные рецензии были и в его многочисленных гастрольных поездках по Европе.
⠀
В Америке славу Тоше Зайделю принесли не только его академические концерты, также он сотрудничал с Голливудом: записывал треки к кино-фильмам и даже появился на экране как актер-скрипач 🎻
⠀
Зайдель вошёл в историю как педагог, обучавший в Принстоне скрипичному искусству Альберта Эйнштейна❗️
Зайдель и Энштейн даже вместе выступали на концерте в Нью-Йорке в 1933 г., сбор от которого был направлен на поддержку бежавших из гитлеровской Германии ученых-евреев ✡️
⠀
Инструмент, на котором играл великий скрипач — Страдивари 1714 года (данный период называют «золотым» периодом работы мастера) с красивым названием «да Винчи»
⠀
Почти ко всем инструментам Страдивари и Гварнери присвоено свои имя. Иногда оно происходит от известного музыканта, игравшего на этом инструменте — например, «Алар», «Вьетан», «Оле Булле» «Венявский», «Крейслер» — или от известного коллекционера — «Барон Кнуп», « Беттс» или «Леди Блант». Иногда имя возникает в силу обстоятельств и судьбы: обещанный и так и не пришедший «Мессия», которая была чистой и нетронутой; «Chant du Cygne», одна из последних работ Страдивари ❗️
⠀
Мало кто знает, когда скрипка получила свое название. Что касается «Да Винчи», то ранее было много предположений, почему она была названа в честь знаменитого художника эпохи Возрождения, умершего за два столетия до создания скрипки. В каталоге инструментов Страдивари Эрнеста Доринга 1945 года, он предположил, что название, вероятно, возникло из-за богатства внешнего вида, уподобленного шедевру знаменитого итальянского художника 🇮🇹
⠀
В Книге продаж компании Caressa & Français, было обнаружено, что именно Альберт Каресса, основатель, эксперт и директор компании назвал эту скрипку «да Винчи» в 1923 году, и после технического описания скрипки есть примечание о том, что она была продана 24 марта 1923 года Тоше Зайделю.
⠀
В 1950-х Тоша не так часто играл сольные концерты, исполняя соло на радио и музицируя в составе собственного трио. Он с удовольствием играл в группе вторых скрипок в оркестре Лос-Анджелеса, с которым Хейфец записывался 🎞
⠀
Тоша Зайдель, к сожалению, очень рано потерял рассудок и умер 15 ноября 1962 года, ровно через 50 лет с того памятного дня, когда встретил Яшу Хейфеца в Берлине 🎻
Из сети
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев