История Александра Мамкина — одна из самых удивительных и потрясающих историй той страшной войны 1941-1945 годов.
До войны Александр Мамкин успел поработать в колхозе, отучиться в Орловском финансово-экономическом техникуме, с отличием окончить летную школу Гражданского воздушного флота. Он был направлен в Таджикистан — возил почтовые грузы по территории Таджикской и Узбекской ССР. За три довоенных года налетал 1700 часов без нарушений.
В начале июля 1941 года всем действующим авиагруппам Гражданского воздушного флота приписывалось обеспечивать деятельность действующих частей Красной Армии.
Александру доверяли возить самые сложные грузы, а он рвался на фронт. Ему отказывали: опытный летчик занимался материально-техническим обеспечением действующей армии.
Летчик добился перевода. Теперь он перевозил раненых партизан через линию фронта. Ночные перелеты, зачастую в тяжелых метеоусловиях требовали мастерства и смелости. С его биплана Р-5 было снято вооружения, чтобы максимально облегчить летательный аппарат и как можно больше взять на борт раненых солдат или боеприпасов.
За время полетов через линию фронта Мамкин перевез 14 тонн грузов, 113 раненых партизан. Ни одной аварии, ни одного срыва — всегда все в штатном режиме. Александра наградили орденом Красного Знамени.
Операция "Звездочка"
Осенью 1943 года на территории Белоруссии, недалеко от города Полоцка, где размещался крупный немецкий оккупационный гарнизон, партизаны обнаружили большую группу детей. Это были воспитанники Полоцкого детского дома, которых в начале войны не успели эвакуировать. Чтобы не утруждать себя кормлением детей, фашисты перевезли их в деревню Бельчица. Ребятишки должны были сами добывать себе пропитание.
Из-за отсутствия еды дети часто болели, вспыхивали эпидемии тифа. Ходили слухи, что фашисты хотят вывезти их в Германию, сделать донорами для своих солдат. А когда начались вспышки заболеваний, появилась информация, что детей могут уничтожить.
Поэтому было принято решение о проведении боевой операции по спасению детей под названием «Звездочка». Партизанский отряд имени Щорса блестяще справился с задачей — быстро, без столкновения с немцами все дети были вывезены на освобожденную партизанскую территорию в деревню Емельяники. Позже ребят переправили в глубокий тыл — деревню Словени.
Весной 1944 года немцы поставили задачу уничтожить партизанские отряды и начали стягивать дополнительные силы вокруг Полоцко-Лепельской партизанской зоны. Детей решили эвакуировать самолетами на Большую землю — начался второй этап операции «Звездочка».
Несколько раз в сутки за детьми прилетали летчики Д. Кузнецов, Н. Жуков и А. Мамкин. Полеты проходили в ночное время, в тяжелых условиях и требовали огромного опыта, самообладания, мужества.
Последний полет
Александр Мамкин совершил восемь успешных полетов, перевозя детей и раненых бойцов на максимально загруженном самолете.
9 апреля 1944 года ему предстояло перевезти 13 человек: 10 ребят, учительницу и двух раненых бойцов.
Александр взял курс на аэродром своего полка. На подлете к линии фронта самолет атаковали немецкие истребители. В моторном отсеке Р-5 вспыхнул пожар. Самолет начал терять высоту, но пилот дотянул до линии фронта, несмотря на то, что пламя уже охватило кабину.
Правила предписывали пилоту в такой ситуации покинуть самолет, выпрыгнув с парашютом. Но разве мог он это сделать, зная, что на борту находятся живые люди?! На Александре горел комбинезон, плавились очки и шлемофон. Огонь охватил ноги пилота. Пламя подступило к детям. В таких условиях Мамкин продолжил полет и посадил самолет.
Одна из маленьких пассажирок, которой тогда было 10 лет, позже вспоминала, как послышался стук камешков. «Стук этих камешков я слышу до сих пор. 75 лет прошло, но я и сейчас слышу, как пули бьются об обшивку самолета».
Четырнадцатилетний Владимир Шишков сидел во второй кабине. Перед полетом Мамкин проинструктировал его, как надо открывать люки, чтобы помочь пассажирам выбраться из самолета после приземления.
Шишков вспоминал, как после приземления влез на крыло, нагнулся через перегородку, думая, что летчик от боли и огня съехал с сиденья на пол. Но в кабине оказался только парашют. Летчик выбрался из самолета и, прежде чем потерять сознание, успел спросить: «Как дети?» За весь полет, пока Александр горел, он не произнес ни слова.
Через шесть дней Александр Мамкин умер в госпитале. Ему было 28 лет. Все пассажиры его последнего рейса остались живы.
Врачи не могли понять, как человек с обожженными до костей ногами и руками, с лицом, залитым оплавившимися шлемом и летными очками, мог вести самолет.
Александра Петровича Мамкина похоронили в Смоленской области. В 1970-х годах его прах торжественно перезахоронили на мемориале «Лидова гора».
Грустное послесловие
За подвиг по спасению детей А.Мамкин был представлен к званию Героя Советского Союза. Но по неизвестным причинам звание героя ему так и не присвоили…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев