Кто колдунов, кто домочадцев, кто собственный характер, кто государственную власть, кто погоду. То есть человек всё время находит нечто вокруг него, что можно обвинить, а некоторые и Бога обвиняют, что Бог не такой. Человек в крайней форме беснования обвиняет самого Бога. Открытый ропот на Бога есть признак того, что душа захвачена бесами. А так каждый человек – абсолютно каждый – является бесноватым. И Христос пришёл на землю, для того чтобы всех тех, кто пожелает, освободить от этого состояния бесноватости.
И это в большей или меньшей степени происходит с каждым человеком начиная с младенца, который может бесноваться, всякие истерики закатывать и делать «что хочу» вопреки здравому смыслу и собственной пользе и заканчивая глубокими стариками, которые могут и капризничать, и отказываться принимать лекарства и вообще какую-то пытаться вести в доме политику, чем мучить и себя, и всех окружающих. Вещь обычная: дети мучают родителей, родители мучают детей, мужья – жён, жёны – мужей. И так вот живут мрачные бесноватые люди и всем досаждают, творят всякие неприятности, досаду, живут такие угрюмые, очень раздражительные, чрезвычайно нетерпеливые и мучаются. Им даже в голову не приходит, что они, бедные, уже давно живут в аду. Некоторые приходят даже в церковь. Я обычно у таких спрашиваю: "А зачем ты приходишь? Какой в этом смысл?". Никакого. Если человек ходит в церковь, предполагается, что что он хочет стать учеником Христовым. А в этом случае надо начинать покаяние. А если покаяния нет, то никакого в этом смысле нет. И вот вам пример того, что в этом отсутствует всякий смысл: водят-водят ребёнка в храм, он вырастает и в 12-13 лет уже отказывается ходить.
Почему? А он не понимает, а что сюда ходить, зачем это нужно. И очень трудно человека заставить делать бессмысленные вещи. Но очень легко чрезвычайно важную вещь, которую для нашего спасения Господь затеял, превратить в бессмыслицу. И беснование в этом, собственно, и выражается, чтоб всё наше житие превратить в бессмыслицу. Бессмыслица – создание семьи. Бессмыслица – учиться в каком-то ВУЗе. Бессмыслица – рожать детей, которые к 10-12 годам выпрягаются, и ничего от них, кроме расстройств, нет. Ну а потом в довершение всего ещё и муж уходит. То есть вообще такую живём жизнь, в результате которой всё рассыпается, всё. Спрашивается, зачем столько страданий? Не «зачем».
Человек не хочет страдать. Не только человек, но и лягушка, снегирь – никто не хочет страдать. А страдать заставляет бес, который в человеке, а лучше сказать, легион, потому что я не встречал человека, у которого был бы один бес, это всегда целая группа. Бывает в отдельных случаях, когда один бес выгоняет другого беса. Самый распространённый случай я в нашей деревне встретил. Жил у меня сосед, он был одержим бесом пьянства, обычное в деревне явление. Но не пил. А почему? Бес жадности оказался сильнее: он не мог истратить ни копейки денег на алкоголь, поэтому он старался за счёт других пить или поменять картошку на самогон. Вот как-то так. Или пил одеколон. Я не представляю, как его можно пить, но это ему оказывалось дешевле. Вот как бывает, когда один бес изгоняет другого, потому что у некоторых из этой братии совершенно непримиримый антагонизм. Когда-то в молодости я об этом читал, а однажды наглядно это увидел. Думаю: "Как же он терпит и не пьёт?". Тем более, доступность очень большая. А вот ограниченность в денежных знаках играла службу ограничения его в пьянстве.
Христос для того пришёл на землю, чтобы каждый человек осознал свою бесноватость, перестал бедных других бесноватых, своих братьев по населению земного шара, осуждать за то же самое. Бесов, конечно, много. Есть основные, их имена согласуются с названиями основных смертных грехов, но есть ещё очень много всяких второстепенных. Например, если человек одержим бесом гордости, а это сто процентов населения, то обязательно этот же человек будет и тщеславен. Бес гордости побольше, а бес тщеславия – поменьше, но живут вместе, свив гнездо в сердце человека.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев