Бикина (Из книги моего брата)
Т. В. Сиваков " (Автор статьи)
Станица Бикинская
Уссурийского казачьего войскаtc "Станица Бикинская
Уссурийского казачьего войска"
Бикинский район, административным центром которого является г. Бикин, расположен на самом юге Хабаровского края. Именно на его территории сохранились жилые поселки, некогда входившие в состав Бикинского станичного округа Уссурийского казачьего войска: Лончаково, Васильевка, Покровка, Оренбургское. Как и многие другие населенные пункты, расположенные вдоль линии железной дороги, Бикин образовался путем слияния железнодорожного и казачьего поселков, возникших в результате строительства Великого Сибирского пути.
В середине XIX в. Россия закрепила за собой Приамурье и Уссурийский край. Охрана границ Уссурийского края была возложена на Уссурийский пеший батальон Амурского казачьего войска, образованный в 1858 г. 26 июня 1889 г. из казачьего населения Уссурийского пешего полубатальона Амурского казачьего войска было образовано отдельное Уссурийское казачье войско. Из земель, отведенных уссурийскому казачьему населению, в составе Приморской области была образована округа Уссурийского казачьего войска, разделенная на три участка. В состав Уссурийского участка, образованного в январе 1890 г., вошли Казакевичевский и Козловский станичные округа, расположенные по р. Уссури1 . В 1889 г. здесь числилось 2 станицы, 22 поселка, церквей 4, часовен 7, домов 441 и жителей 1513 человек муж. и 1386 жен. пола. Все население Уссурийской казачьей округи насчитывало 6246 душ2 .
Одним из мероприятий, призванных укрепить позиции России на Дальнем Востоке, стало строительство Уссурийского участка Сибирской железной дороги, начатое в 1891 г.
Учитывая необходимость увеличения войск Приамурского военного округа, в том числе и казачьих, Приамурский генерал-губернатор С.М. Духовской в 1893 г. представил в правительство ходатайство о переселении в Уссурийское казачье войско, на землях которого велось строительство дороги, казаков из казачьих войск Европейской России. Данное мероприятие обеспечило бы не только охрану железнодорожного пути, но и сельскохозяйственное освоение прилегающих к нему территорий.
3 июня 1894 г. Государственный совет санкционировал переселение казаков Донского и Оренбургского казачьих войск в Приморскую область на средства, выделенные Комитетом Сибирской железной дороги. В пределах округи Уссурийского казачьего войска переселенцам полагался земельный надел в размере 30 десятин на каждую мужскую душу. Новоселы освобождались от земских повинностей на 3 года и от службы в первоочередных частях в течение 5 лет со дня водворения. К переселению 1895 г. было намечено 187 семей казаков Донского и 50 семей Оренбургского казачьих войск3 .
В 1894 г. охотничьи команды Восточно-Сибирских стрелковых батальонов обследовали «местность, где предположено было проводить Графско-Хабаровскую линию железной дороги и водворять новые казачьи и другие русские поселения», кроме того, весной 1895 г. были намечены переселенческие участки в Полтавском и Платоно-Александровском станичных округах4 .
Первая партия донских и оренбургских казаков была отправлена весной 1895 г. из Одессы. На пароход «Москва» было принято донцов — 415, оренбуржцев — 348 чел. Пароход вышел из Одессы 16 марта и прибыл во Владивосток 29 апреля. Остальные донцы в количестве 935 чел. перевозились пароходом «Тамбов», который вышел из Одессы 28 марта и прибыл во Владивосток 9 мая 1895 г.
По прибытии во Владивосток семьи казаков были размещены в переселенческих бараках. Заботы о водворении переселенцев возлагались на начальника округи Уссурийского казачьего войска и назначенных к нему в помощь 4 офицеров. С целью выбора места переселенцы выбирали ходоков (1 на 10 семей), которых встречали участковые начальники, дававшие указания к осмотру. Выбранные участки закреплялись за первыми о них заявившими. Непосредственно перед отправкой к месту водворения переселенцы получали безвозвратные денежные пособия на покупку продовольствия в течение года (донские переселенцы по 164 руб. 94 коп. на семью, оренбургские — 149 руб. 66 коп.) и на приобретение строевого коня (по 50 руб.), а также ссуду на домоустройство в размере 550 руб., подлежащую возврату в течение 33 лет5 .
Поселки образовывались рядом с важными железнодорожными объектами, станциями, мостами. В Козловском станичном округе донские переселенцы основали поселки Донской, Сальский, Муравьев-Амурский и Медведицкий. 26 семей донских казаков, из числа поселившихся в образованном вблизи станции Уссури поселке Донском, 21 июня 1895 г. перешли на правый берег р.Бикина и обосновались в районе Бикинского железнодорожного моста. Вскоре к ним присоединились еще 4 семьи из других мест. Но лишь некоторые семьи начали заготовку сена и леса для построек, остальные казаки к обустройству своему не приступали. Поселок названия не получил, так как большая часть донцов не смогла здесь обосноваться, и была расселена по старым и новым поселкам.
продолжение смотрите у меня в ленте.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев