Доклад "Актуальные проблемы исполнительства на аккордеоне»
Трунова (Лопатиева) Юлия Ивановна - преподаватель высшей квалификационной категории, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, победитель Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2016, победитель Регионального конкурса профессионального мастерства преподавателей детских школ искусств Калининградской области «Лучший преподаватель детской школы искусств – 2017» , член Европейской ассоциации аккордеонистов «Гармоника», автор и организатор Международного проекта Форум аккордеонистов «Маэстро аккордеон!», заведующая отделением народных инструментов МАУ ДО ГО «Город Калининград» «ДМШ имени Д.Д.Шостаковича», преподаватель по классу аккордеона, руководитель Оркестра аккордеонистов эстрадной музыки «Комбо»
Аккордеон – сравнительно молодой и стремительно развивающийся инструмент. Он перетерпел за свои 190 лет большие изменения. То, что играли исполнители на аккордеоне и какие он имел конструктивные особенности в начале XX века и какие он имел структурные и внешние данные имеют разительную разницу с 60-ыми годами XX века, и тем более с современным видом аккордеона, его техническо-музыкальными, исполнительскими возможностями. Более того, уровень исполнительства на этом инструменте значительно вырос, даже за последние 10 лет. В музыкальных школах дети с успехом осваивают сегодня выборную систему и исполняют произведения, которые не так давно исполняли в музыкальных колледжах. Так же изменился репертуар для аккордеона, все больше композиторов обращают свой взор на этот поистине удивительный инструмент. Изменились аспекты методики преподавания. Старые школы обучения на аккордеоне, которые строились на баянных самоучителях, на фортепианных аппликатурных алгоритмах сегодня не актуальны. В России и Европе музыкальное исполнительство на аккордеоне на сегодняшний день очень активно популяризируется, видоизменяется и прогрессивно развивается. Интенсивное развитие аккордеонного искусства в России за последние десятилетия позволяет говорить о нем, как об интересном и своеобразном явлении, поскольку его сущность определяется самобытностью и художественной значимостью.
1. История развития инструмента Аккордеон
Чтобы рассуждать о современных тенденциях, обратим свой взор в историю создания и развития инструмента.
Термин «аккордеон»(франц. accordeon, от нем. Akkordion) был введен в обиход венским органным мастером Кириллом Демианом 6 мая 1829 года. Он изобрел ручную гармонику с мелодической клавиатурой (правой) и готовыми аккордами на левой стороне, которую назвал «аккордеон» [30, с. 10]. инструментоведении, гармоника относится к «свободным аэрофонам» с набором проскакивающих язычков [81, с. 255].
Международный День аккордеона приурочен именно этому событию.
История аккордеона берет начало с Древнего Востока, где впервые в музыкальном инструменте шэн был использован принцип язычкового звукоизвлечения. У истоков создания аккордеона в привычном нам виде, стояли два талантливых мастера: немецкий часовщик Христиан Бушман и чешский умелец Франтишек Киршнер. Стоит отметить, что они не были знакомы между собой и работали совершенно независимо друг от друга. 17-летний Христиан Бушман, стремясь упростить работу по настройке органа, изобрел нехитрое приспособление — камертон в виде небольшой коробочки, в которую поместил металлический язычок. Когда Бушман ртом вдувал воздух в эту коробочку, язычок начинал звучать, выдавая тон определенной высоты. Позднее Христиан добавил в конструкцию воздушный резервуар (мех), а чтобы язычки не вибрировали одновременно, снабдил их клапанами. Теперь для того, чтобы получить нужный тон следовало открыть клапан над определенной пластинкой, а остальные оставить прикрытыми. Таким образом, в 1821 году Бушман изобрел прообраз губной гармоники, который назвал «аура». Почти в то же самое время, в 1770-х годах, чешский органный мастер, трудившийся при российском царском дворе, Франтишек Киршнер придумал новую систему язычковых планок и положил ее в основу создания ручной гармоники. В ней было мало общего с современным инструментом, но единым оставался главный принцип звукоизвлечения гармоники — колебания металлической пластинки под воздействием воздушной струи, нажатий и щипков.Спустя некоторое время ручная гармоника оказалась в руках венского органного мастера Кирилла Демиана. Он много работал над усовершенствованием инструмента, придав ей, в конечном итоге, совершенно иной вид. Демиан разделил корпус инструмента на две равные части, поместил на них клавиатуры для левой и правой руки и соединил половины мехами. Каждой клавише соответствовал аккорд, что и предопределило его название «аккордеон». Авторское название своего инструмента Кирилл Демиан официально представил 6 мая 1829 года. Через 17 дней Демиан получил патент на свое изобретение и с тех пор 23 мая считают днем рождения аккордеона. В том же году началось массовое производство и продажа новоиспеченного музыкального инструмента. Продолжилась история аккордеона на берегах Адриатики — в Италии. Там в местечке недалеко от Кастельфидардо, сын батрака Пауло Сопрани приобрел аккордеон Демиана у странствующего монаха. В 1864 году, собрав местных столяров-плотников, он открыл мастерскую, а позднее и фабрику, где занимался не только производством инструментов, но и их модернизацией. Так родилась аккордеонная промышленность. Аккордеон быстро завоевывал любовь не только итальянцев, но и жителей других стран Европы. В конце XIX столетия аккордеон вместе с эмигрантами пересек Атлантику и прочно обосновался на североамериканском континенте, где сначала его именовали «пианино на бретельках». В 40-х годах XX века в США были сконструированы первые электронные аккордеоны.
Аккордеон в России , а точнее в в Советском Союзе получил свое распостранение в 30-х годах XX в.. Известный за рубежом под названием пиано-аккордеон, а у нас - аккордеон. По звучанию аккордеон отличается от баянов наличием биений, или так называемого розлива, который достигается настройкой с отклонением частоты колебаний однозвучно настроенных язычков отдельных групп в пределах 3-4 Гц. Как правило, все аккордеоны (за исключением детских) имеют регистровые переключатели, дающие возможность включать или выключать отдельные участки звуков диапазона и изменять таким образом характер и тембр звучания, употребляя звучание одноголосное, в унисон, в октаву, в две октавы и т. д.
Регистровые переключатели бывают также в некоторых современных баянах. Существуют и оркестровые аккордеоны (пикколо, альт и т. д.). Наиболее распространенными являются аккордеоны с 34- 41 клавишами в мелодии и 80-120 кнопками в аккомпанементе. Количество регистровых переключателей бывает от 5 и более в мелодии и от 2 и более в аккомпанементе.
Аккордеонисты в СССР находились в трудных условиях, вынужденно приспосабливаясь к фактическому «отставанию» от баянистов. По сути, в стране еще не было дипломированных педагогов-аккордеонистов . Их появление датировалось примерно серединой 1960-х (музыкальные училища) и началом 1970-х годов (вузы). Баянисты поначалу относились к перспективам академического обучения на аккордеоне с большим предубеждением. Следует напомнить, что талантливый аккордеонист Юрий Дранга [1], лауреат весьма престижного Всесоюзного конкурса артистов эстрады, на протяжении 1971–1976 годов обучался в Ростовском музыкально-педагогическом институте (класс профессора В.А. Семенова). Стремительное восхождение Ю. Дранги к вершинам академического исполнительства явилось показательным примером для всех, кто сомневался в целесообразности подобных «экспериментов». Ведь на протяжении трех лет эстрадный музыкант, ранее ограничивавшийся только развлекательным репертуаром, превратился в незаурядного интерпретатора классической музыки. Успешно показав себя в ходе сложнейшего состязания – Всесоюзного отборочного тура, где выступали сильнейшие отечественные исполнители-баянисты, Юрий завоевал III премию на чрезвычайно престижном по тем временам Международном конкурсе (Клингенталь, 1975). Безусловно, этому прекрасному выступлению в значительной мере способствовали незаурядные личностные качества самого Ю. Дранги, а также прогрессивная методика высокоталантливого педагога и музыканта В. Семенова. С появление современных готово-выборных аккордеонов , инструмент заслуженно занял нишу в профессиональном образовании и исполнительстве на Аккордеоне.
2.Особенности аккордеонного искусства
Аккордеонное искусство обладает отличительными особенностями, которые позволяют утверждать его самостоятельность по отношению к родственному баянному искусству. За небольшой исторический отрезок времени оно претерпело в России значительную эволюцию. В настоящее время наблюдается развитие академической стороны аккордеонного искусства. Развивается исполнительство, складываются профессиональные традиции в области образования, методики, творчества. Изначально эстрадное и бытовое музицирование на ранней стадии аккордеонного исполнительства не предполагали применения сложной многофункциональной конструкции инструмента, на которой в настоящее время базируется академическая сфера. Инструмент, не обладающий самостоятельностью, развивался до статуса сольного концертного инструмента с конца 1920-х годов до настоящего времени. В данное время в профессионально-исполнительской деятельности преобладает готово-выборный аккордеон, дающий множество преимуществ аккордеонисту-исполнителю.
Создание аккордеонных школ с центрами в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, постоянно растущее число конкурсов, организация творческих союзов, свидетельствует об активном подъеме российского аккордеонного искусства.
Основной качественный показатель процесса развития аккордеонного искусства - его специализация. В результате нее инструмент и искусство игры на нем приобрели самостоятельные позиции, обогатившись индивидуальными чертами:
• сформировалось поколение исполнителей,
• сложилась образовательная система,
• возникла потребность в оригинальном репертуаре,
• инструмент закрепился на академической сцене.
В связи с требованием оригинального и популярного репертуара, интересного исполнителю и слушателю, выявилась роль профессиональных композиторов, в создании оригинальной музыки для аккордеона. Это способствует развитию аккордеонного искусства в России с 20-х годов 20 века по сей день.
Говоря о сольном исполнительстве на аккордеоне, многие любители музыки сразу называют имя Валерия Ковтуна - исполнителя и аранжировщика таких известных произведений, как: «Танец с саблями» (А.Хачатурян), «Чардаш» (В.Монти), «Сиртаки» (М.Теодоракис), «Кумпарсита» (Х.Матес Родригес), «Либер-Танго» (А.Пьяццолла), «Венецианский карнавал» (Н.Паганини), «Полет шмеля» (Н.Римский-Корсаков), «Бесаме Мучо» (К.Веласкес), «Брызги шампанского» (Ю.Петербургский).
Первопроходцем сольного исполнитель на аккордеоне является Юрий Шахнов. Он был пианистом, а освоить аккордеон его заставил случай. Всемирно известный скрипач Яша Хейфиц очень хорошо играл на аккордеоне, как источником наслаждения и вдохновения. Юрий Дранга, как я упоминала ранее, стал первым советским лауреатом на международном конкурсе аккордеонистов в городе Клингентале.
У истоков современного аккордеонного исполнительства на Тамбовщине стоит семья Карякиных. Юрий Васильевич исполнитель-аккордеонист, заслуженный работник культуры РФ, руководитель самодеятельного оркестра, преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы. Организатор семейного ансамбля, в котором принимают участие 2 сына и жена. Лариса Анатольевна инициатор создания семейного ансамбля, педагог музыкальной школы №2. всю жизнь посвятила воспитанию молодых музыкантов исполнителей среди которых Бажилин Роман Николаевич.
Пожалуй, единственным известным солистом-аккордеонистом в Тамбове на данный момент является Роман Николаевич Бажилин (1962) - солист Тамбовской филармонии, преподаватель аккордеона и ректор в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, автор музыки более чем к 40 спектаклям для аккордеона, ансамблей и оркестров, составитель «Школы игры на аккордеоне» и «Самоучителя игры на баяне (аккордеоне)». Выступает в сопровождении компьютерной фонограммы, продолжает искать новые краски своеобразного дуэта аккордеон-компьютер. Музыкант считает, что это может быть одна из форм повсеместной популяризации инструмента.
Ресурсы современного аккордеона обеспечивают возможности его функционирования в широком жанровом репертуарном диапазоне:
• классическая музыка,
• сочинения на фольклорной основе,
• джаз, поп- или рок-музыка.
3.Направления аккордеонной музыки
В аккордеонном искусстве со второй половины XX века отмечалась активизация всех его направлений. В настоящее время области применения аккордеона разнообразны - эстрадная, джазовая, профессиональная академическая.
Исполнители на аккордеоне, учитывая элементы зрелищности и театрализации используют внешние данные инструмента, манеру игры стоя, колористические и виртуозные приемы игры. В процессе развития исполнительства сложилось отдельное направление - аккордеонист-исполнитель. Его основные формы - сольная, ансамблевая, оркестровая, а также аккомпанирующая.
4. Три основных вида Аккордеонов
На развитие исполнительства и привлечение слушателей влияет и сам инструмент, вернее его разновидность. На данный момент можно выделить 3 основных вида инструмента: готовый, готово-выборный, электронный. Патенты на новые виды аккордеонов. ( Система Кравцова, аккордедон Б. М. Егорова, двухмануальный аккордеон конструкции Э. А. Борисенко )
20 лет назад обучение на готово-выборном аккордеоне в основном преподавалось только в средних и высших профессиональных музыкальных учебных заведениях. В музыкальных школах и школах искусств обучение велось в основном на готовом инструменте и в редких случаях на готово-выборном, что являлось одной из существенных проблем. Изучение аккордеонистами выборной системы зачастую начиналось лишь в музыкальных колледжах. Кроме того, развитие исполнительских навыков игры в колледже и институте довольно часто становилось проблематичным из-за пробелов в базовых знаниях и умениях, идущих от начального звена. Совокупность этих факторов существенно тормозило развитие исполнительства на аккордеоне по всей России. На сегодняшний день ситуация начала значительно меняться, благодаря появлению готово-выборных маленьких инструментов в продаже, улучшению материальной базы школ, появлению высокообразованных педагогов в школах, а так же тому, что появилась методическая литература для освоения выборной клавиатуры самыми маленькими аккордеонистами.
На сегодняшний день еще до конца не сформировалась конструкция готово-выборных аккордеонов.
Совершенствование продолжается и сегодня: расширяется диапазон правой клавиатуры (45,47 клавиш), возрастает количество голосов в басу (пятиголосный бас), применяется регистровая оснащённость левого полукорпуса, три дальние от меха ряда кнопок на левой клавиатуре размещаются ступенчато, уменьшается вес инструмента и увеличивается его компактность. Как известно, в 2007 году Б. М. Егоровым была разработана новая конструкция баяна (аккордеона), принципиально влияющая на
акустические возможности инструмента. Звукообразующее устройство имеет резонаторный канал с раструбом, на котором расположены язычковые планки с клапанами. Доступ к ним обеспечивается через систему гибких тросиков . За счёт единого звукоряда, состоящего из 12-и язычковых блоков, как для правого, так и для левого мануалов, вес инструмента значительно сокращён (менее 10 кг).
Изобретаются новые модели и системы клавиатур
(двухмануальный аккордеон конструкции Э. А. Борисенко, модернизированная правая клавиатура системы Н. А. Кравцова), конструкции меха (баян с двумя мехами и дифференциалом, созданный на фабрике «Акко») . Многообещающей перспективой использования
в современной исполнительской практике обладает клавиатура системы Н. А. Кравцова, которая, благодаря оригинальности конструкции, имеет бо́льшую
компактность в сравнении с традиционной рояльной, лежащей в её основе, и существенно расширяет фактурные возможности инструмента. Помимо этого, данная конструкция оказала влияние на создание подобной левой клавиатуры готово-выборного аккордеона, то есть инструмента «с едиными для левой и правой руки системами клавиатурных устройств. …
Выборная система выстроена по зеркальному принципу относительно правой клавиатуры» .
Консервативность мышления, отсутствие налаженного качественного производства такого инструмента
существенно тормозит его распространение.
Роланды.
Определённым новаторством в изобретении аккордеонов является создание цифровых (электронных) инструментов, являющихся популярными в
России и за рубежом. Первые разработки по созданию электронных аккордеонов, начиная с 1965 года,
принадлежат французской фабрике Cavagnolo. В
1992 году была выпущена первая модель цифрового инструмента – Odyssee 1, которая в последующие
годы постоянно совершенствовалась, как конструктивно, так и функционально.
Одной из крупнейших и лидирующих на сегодняшний день компаний по производству электронных инструментов и музыкальной продукции является международная корпорация Roland, основанная в
Японии (Осака) в 1972 году. Аккордеоны этой фирмы
обладают практически всеми возможностями традиционных акустических, включая аутентичное звучание и естественные игровые ощущения исполнителя.
Главной причиной большой популярности цифровых инструментов являются их специфические особенности:
· большое тембральное разнообразие правой и левой клавиатур, включающее звучание как различных традиционных моделей аккордеонов, так и палитру оркестровых инструментов, а также тембры электрооргана и ударных;
· возможность использования его со звукоусиливающей и обрабатывающей аппаратурой, использование инструмента с подключаемыми модулями через протокол MIDI;
· небольшой вес инструмента по сравнению с акустическими моделями;
· стабильность настройки и долгий срок службы механических частей инструмента;
· ценовая доступность.
С появлением в продаже подобных аккордеонов стало интенсивно развиваться и исполнительство на них. Инструментом заинтересовались профессиональные музыканты - как исполнители, так и педагоги. Сейчас обучением, созданием репертуара, а также разработкой методики освоения электронного инструмента осуществляется профессором РАМ им. Гнесиных В. А. Семёновым, а также преподавателем Московского областного колледжа искусств А. В. Селивановым.
Все эти факты позволяют говорить о том, что благодаря росту популярности инструмента электронный аккордеон появится в музыкальных школах, колледжах и институтах, что будет способствовать повышению интереса публики, мотивации учащихся и прогрессивному развитию исполнительства .
Исполнительство на аккордеоне:
Помимо изменений, которые коснулись конструктивных особенностей аккордеонов, большие изменения произошли в исполнительской сфере.
Ведущие исполнители и педагоги на аккордеоне отмечали некие недостатки инструмента, которые не позволяли играть убедительно некоторые образцы музыкального искусства: сложность рельефного проведения каждого голоса в полифонии, недостаточное количество октав (требовалось переключение регистра или переложение с искажением текста), из-за вертикального расположения клавиш и фортепианной клавиатуры – отстающая техника, относительно баянистов и пианистов.
Все эти проблемы нашли свое решение в новых аккордеонных школах с педагогами-новаторами: В.Семенов,Ф.Липс, Г.Крылова, Р.Бажилин и т.д.
Ученики В.Семенова первыми стали использовать систему голосоведения по принципу рельефа за счет удлинения звука. Пример И.С. Бах Инвенция Фа мажор из Школы игры на баяне В.Семенова.
Возможность детей учить сразу на выборных инструментах позволяет правильно формировать у маленьких музыкантов звуковысотность , а так же гармонично развивать левую и правую руки.
А так же в новых конструкциях аккордеонов: аккордеоны с уменьшенной клавиатурой для детей, новые типы клавиатур, которые позволяют исполнять произведения более виртуозно и тембрально –красочно.
Тенденции конкурсного движения
Если проанализировать характер конкурсного движения в России и Европейских странах за последние 10 лет, то мы отметим новые тенденции и сильно возросший уровень исполнительства как у маленьких участников, так у опытных конкурсантов.
1. Выросли программные требования
2. Выросли требования к музыкальному и виртуозному исполнению
3. Большое внимание к ург тексту, стилистике
Безусловно, еще есть много проблем, которые требуют решений и совершенствования, как в конструктивной, так и в исполнительской, а так же методической сферах. Однако радует то , что популяризация инструмента аккордеон растет и растет интерес к исполнительству и аккордеонной музыке.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1