Вопреки расхожему мнению, что «поставить звук», то есть научить ребенка произносить его, можно в любом возрасте. Достаточно приложить некоторые усилия и появятся долгожданные Р, Л или Ш. Однако после постановки начинается процесс автоматизации, и вот тут-то школьники попадают в весьма затруднительное положение.
В детском саду дети, как правило, находятся в «равных» условиях – кто-то учится рычать, кто-то шипеть, кто-то жужжать. Здесь «первые пробы» использования нового звука абсолютно никого не удивляют. Наоборот, это воспринимается вполне естественно и вызывает у окружающих только одобрение, а у дошкольника положительные эмоции: «Смотри, как я научился!».
В более старшем возрасте возникает совсем другая ситуация. Новый звук, особенно это касается звука "Р", первое время всегда получается раскатистым, сильно выделяется в речи, поэтому ребенок стесняется его использовать «на людях». Школьник может хорошо говорить дома и в кабинете логопеда, но в классе или в компании друзей ему бывает сложно перейти на правильную речь – ведь все уже привыкли к его прежнему звуку. Представьте себя на месте ребенка – вы пришли на работу и вдруг заговорили не «своим» голосом. Конечно, все обратят на это внимание, и вы быстро вернетесь к первоначальному варианту.
Автоматизация звуков в школьном возрасте занимает более продолжительное время. Требует от ребенка большой мотивации и хорошей поддержки со стороны семьи. Чаще всего получается, что звук «как бы есть, но его как бы нет» – в повседневной речи, в классе при чтении вслух или у доски школьник пользуется привычным способом произношения, который сохраняется у него на все последующие годы.
Если вы хотите, чтобы ребенок вышел во взрослую жизнь с чистой речью, позаботьтесь об этом своевременно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев