Доброго времени суток, друзья! Мы продолжаем наше путешествие по Казани, сегодня мы отправляемся в самую известную достопримечательность Казани - мечеть Кул Шариф, поехали!
Мечеть Кул Шариф, расположенная на территории Казанского кремля, в западной части этого музея-заповедника, является главной джума-мечетью Татарстана и одним из символов татарского народа. Это известное далеко за пределами республики сооружение – ее визитная карточка. Сюда устремляются взоры не только правоверных мусульман, но и всех, кто интересуется традициями ислама и историей в целом, а также разбирается в архитектурных стилях. Конечно же, мечеть Кул Шариф с удовольствием посещают и те, кто непосредственного отношения к религии не имеет, однако в душе чувствует себя эстетом и ценителем прекрасного.
Внутри мечети Кул Шариф одновременно может находиться полторы тысячи человек, а на примыкающей к ней площади и того больше – 10 тысяч. И даже если предположить, что по каким-то причинам не сможете попасть внутрь, разочарованными вы отсюда не уйдете. Это культовое сооружение настолько красивое и выразительное, что, увидев его хотя бы раз, никогда больше не забудете.
Мечеть представляет собой симметричную композицию. В центре двора находится собственно здание Кул Шариф, а по бокам – два павильона. Они связывают между собой комплекс мечети и здание, в котором когда-то находилось юнкерское училище, придавая всему ансамблю общегородскую значимость и, тем самым, обогащают панораму историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль».
В Кул Шариф проводятся некоторые обряды религиозного характера. Здесь можно проконсультироваться и по богословским вопросам, но при этом следует помнить, что имамы практически не располагают свободным временем, поэтому не всегда могут уделить верующим должное внимание. Многих это обстоятельство огорчает, но отчаиваться все же не стоит. В мечети Кул Шариф время от времени проводятся встречи-лекции, охватывающие различные сферы ислама, на которых вполне можно получить ответы на вопросы, которые вы хотели бы задать имаму на личной консультации.
Тут ежегодно организуются встречи с известными деятелями ислама, представляющими разные страны. Такие мероприятия обычно имеют широкий резонанс и собирают большое количество участников не только из числа мусульман. Это удивительное место, в котором бьется духовное сердце татарского народа, может посетить любой человек, записавшись на индивидуальную или групповую экскурсию.
Ну а мы с вами окунёмся немного в историю...
2 октября 1552 года хорошо вооруженные отряды Русского царства под командованием Ивана Грозного ворвались в Казань. Этому событию предшествовала длительная оборона, названная историками героической. И не случайно: ведь огромной 150-тысячной московской армаде противостояли только 30 тысяч воинов, а также конница. Казанский правитель Едигер-Хан и глава местного духовенства всеми силами вдохновляли и воодушевляли горожан, даже не допуская мысли о сдаче своей столицы. Однако царь Иван Васильевич, который в популярном советском фильме «меняет профессию», в те далекие годы оставался верным своей наступательной стратегии, используя новейшее на то время техническое оснащение. Благодаря этому русские воины смогли пробиться в горящий город.
Огнем было охвачено всё и вся. Полностью сгорела и мечеть столицы Казанского ханства. Она являлась центром религиозного просвещения и научного прогресса Среднего Поволжья в XVI веке и также была известна своими величественными минаретами. У ее стен отчаянно сопротивлялись казанцы, предводителем которых был Сеид Кул Шариф. В последней схватке погибли все защитники города, включая самого предводителя, и Казань предстала перед Иваном Грозным полностью поверженной. В жестокой осаде уцелели городские укрепления и многие красивейшие дворцы, которые московский правитель рассматривал с удивлением и восхищением. Однако прекрасная многобашенная мечеть уже больше не возвышалась на холме.
Прошли годы, десятилетия, столетия. Не стало Русского царства, а затем и Российской империи. В Советском Союзе, образованном после распада последней, во второй половине 80-х годов прошлого века развернулись демократические процессы, и общественность стала поднимать вопрос восстановления легендарной мечети Кул Шариф. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиевич Шаймиев не мог оставить без внимания такие настроения, ведь о возрождении мечети татарский народ мечтал на протяжении долгих столетий. И вот осенью 1995 года глава республики издал указ, которым предписывалось восстановить знаменитую обитель – буквально с нуля.
Конкурс на лучший проект был объявлен уже зимой, в качестве места, где будет находиться святыня, определили территорию бывшего юнкерского училища. Затем был заложен памятный знак, и весной 1996 года власти объявили о завершении конкурса. Летом того же года место строительства мечети посетил российский президент Борис Ельцин, пообещав выделить некоторые средства из федерального бюджета. С того самого времени и казанцы, и весь татарский народ прониклись легендарным образом этой обители и личностью героического предводителя защитников города Сеида Кул Шарифа.
Фундамент мечети Кул Шариф был заложен весной 1997 года. Проектирование интерьеров храма было начато архитекторами И. Сайфуллиным, Ш. Латыйповым, С. Шакуровым, А. Саттаровым и другими в 1998 году, и все работы по нему финишировали в 2001 г. В том же 1998 году был отстроен цокольный этаж и отлит из бетона монолитный каркас. В 1999 году были изготовлены купола и металлические конструкции башен (минаретов). И к лету 2001 года шпили и купола наконец-то установили. В общей сложности на строительство было затрачено около 400 миллионов рублей, пожертвованных 40 тысячами граждан и многими организациями.
Выбор места строительства оказался без преувеличения удачным: верующие даже не сомневаются, что его подсказал сам Всевышний. Если принять во внимание, что Кул Шариф каким-то необычным образом оказался в стороне от геологических разломов, провалов и оползней, которыми в большом количестве изобилует остальная часть Казанского кремля, невольно начинаешь верить в такое предположение. А еще комплекс мечети, благодаря спутнику, с потрясающе высокой точностью ориентирован на Мекку.
В архитектурный облик мечети Кул Шариф органично вплетается такой художественный элемент, как тюльпан. Этот цветок, в форме которого выполнены окна на куполе, в средневековой Волжской Булгарии символизировал возрождение и процветание.
План пятиэтажного здания, в отделке которого также применялись мраморный оникс и серпентин (змеевик), имеет вид двух квадратов 22 на 22 метра. Они пересекаются под углом 45 градусов в виде «Благословения Аллаха» – так называется один из знаков в исламе, широко известный не только последователям этой религии. Вестибюль главного входа в мечеть находится недалеко от помещений, которые занимает имам. Молельный зал и балкон-галерея для женщин тоже находятся поблизости. Стилобат здания образуется центральным этажом, где сосредоточены комнаты для омовения, отдельный вестибюль для представительниц прекрасного пола и гардеробная. Отдельно следует сказать о Музее ислама: он находится на этом же этаже, однако был открыт несколько позже, 21 февраля 2006 года. Под музей отведено два зала, их общая площадь – 566 квадратных метров.
Мечеть Кул Шариф украшена восемью полумесяцами – по количеству минаретов в старинной обители-предшественнице, датированной XVI веком. Очень красиво смотрится купол мечети, находящийся на высоте 36 метров и напоминающий шапку-корону – она больше известна как «Казанская шапка». Ее диаметр – 17,5 метров. Такое сходство не является случайным, подобные головные уборы в свое время носили казанские ханы. Нечто похожее можно увидеть и в Москве, а именно на знаменитом соборе Василия Блаженного: его, как известно, Иван Грозный построил в честь взятия Казани. Корону средневековых правителей города можно видеть на экспозиции Оружейной палаты. По одной из версий, она подлинная и была вывезена в Первопрестольную после падения столицы ханства.
По другой теории, это копия, изготовленная по приказу царя Ивана Васильевича восточными мастерами уже после того, как непокорный татарский город был взят.
В купольном здании Кул Шариф можно видеть четыре главных минарета, расположенных по углам – всё это великолепие является сердцем задуманной архитекторами композиции. Наличие минаретов имеет глубокий символический смысл: они показывают, что строилась не просто мечеть, а восстанавливался упомянутый выше Аль-Кабир – старинный поволжский символ мусульманской религии. Высота каждого основного минарета составляет примерно 57 метров, и в столице Татарстана убеждены, что их мечеть является самой высокой в Европе. Благодаря тому, что они выкрашены в бирюзовый цвет, образ обители предстаёт светлым, возвышенным, радующим взор и побуждающим к чистоте помыслов и дел.
К основной части примыкает полуцилиндр, имеющий два этажа, где находятся псевдоминареты. Они подчеркивают вход, над которым находится второй этаж. Последний словно нависает, опираясь на несколько круглых колонн. Здание пожарной части располагается к югу от мечети, однако она является составной частью ее комплекса, так как оба здания между собой связаны единым стилем. Он, например, просматривается в форме и цвете купола, отделке обоих зданий мрамором.
Архитекторы мечети Кул Шариф поставили перед собой задачу отразить посредством современных методов традиции татарского зодчества, насчитывающие целое тысячелетие. Идея воплотилась в очень красивых, эксклюзивных конструкциях стрельчатых арок. Они обрамлены уникальным орнаментом – косичками и аятами из Корана. Обращает на себя внимание сходство арок с конструкцией юрт. И это тоже не случайно, ведь они очень давно были для турок-кочевников «переносными мечетями». Кстати, мечеть возводилась строителями из Турции.
Внутреннее убранство Кул Шариф по своей отделке также является уникальным. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер также украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и, конечно, уникальные витражи. Немало внутри золотого шитья и других позолотных работ.
А ещё мечеть Кул Шариф пестрит роскошными коврами, которые были подарены правительством Ирана. Восхищает посетителей и чешская цветная люстра из хрусталя: она просто огромна, ее диаметр – 5 метров, а вес около 2 тонн.
К интересным фактам Я отнесу что
Кул Шариф представляет собой «содружество» трех зданий, место для возведения которых выбирали 86 экспертов, пока не остановились на территории бывшего юнкерского училища.
Комплекс собственно зданий мечети раскинулся на 18946,8 м², а общая площадь отведённого под нее участка составляет 19 тысяч квадратных метров.
Открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года, когда Казань отмечала юбилейный День рождения – 1000-летие со дня основания. Из всех объектов, когда-либо построенных к круглым датам в истории города, этот является самым крупным.
Несмотря на то, что духовный символ Казани и всего Татарстана позиционируется как самая крупная мечеть на Старом континенте (об этом было объявлено даже на церемонии открытия), на самом деле она таковой не является ни по площади, ни по высоте минаретов, ни по другим показателям.
Главный зал Кул Шариф одновременно является хранилищем книг, в которые вписаны фамилии всех жертвователей на строительство. Здесь же можно увидеть подарочные экземпляры Корана, изданные на различных языках мира.
Оформлением потолка занимались мастера из Государственного художественного фонда Татарстана. Технология была следующая: рисунки сначала выполнялись на холстах, а затем их поднимали на потолок.
Не только самая большая люстра, но и остальные приборы освещения внутри мечети сделаны в Чехии, но по эскизам татарских художников. Помимо цветного стекла в их изготовлении использовались хрусталь и позолота.
Внутренняя облицовка мечети Кул Шариф мраморная, этот природный материал доставляли из Челябинской области. А вот все без исключения двери мусульманской обители изготовили на месте, но из краснодарского дуба.
В Музее ислама посетители могут видеть интересный и познавательный стенд. Он посвящен пяти столпам мусульманской религии: вере в Аллаха и тому, что Мухаммад – его посланник, обязательности совершать намаз (молитву) пять раз в день, необходимости соблюдать пост в месяц Рамадан, обязательности Закята – годового налога в пользу нуждающихся и бедных и на распространение мусульманства, а также паломничеству в Мекку, больше известному как Хадж.
На внутренней части купола начертана арабской вязью «Ихлас» – одна из сур Корана. Имена Аллаха, а их ни много ни мало 99, повторены на стенах мечети. Имена пророков ислама можно прочитать на шамаилях.
Очень интересное сооружение да и сама религия, красивый город красивая культура, ну а мы с вами двигаемся дальше, и узнаем историю башни Сююмбике в следующей экскурсии, до новых встреч!