Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
К семантике изображений на камнях из-под Кинешмы. П.Н. Травкин. - 19 Ноября 2024 - Меря - Меряния - Залесская Русь
0 комментариев
4 класса
"Тулвер пуракен йуган Кострома". "Прощальный костёр над рекой Костромой".
Последняя иллюстрация к "Костромскому циклу" Ольга Ракитянская . Иллюстрация к стихотворению "Тулвер пуракен й'уган Кострома".
Ту́лвер пу́ракен й'уган Костромá —
Й'утсна куды́н пу́жпочанте ки́йша четкася́:
Чу́лчым-ё'рама — па ӓ'тӓк ветá
Пе́ман, кашна́н, па шеле́н кол сынá.
Ме́рӓн воды́к ки́акса омоле́ть,
Ӓ'рсан-киа́к — пындала́ па ӓнга́;
Ку́ро ка́несян шеме́н вет олэ́ть
Ко́ла па пи́ра мура́-помжала́.
И'роксырь о́шо йуге́ меляма́,
Сынла́н ке́цесырь пяль кидак а́нчакта́маа:
Ко́мпан корны́ ма́а кеканса́
Ми́нэнте пы́далан лапсы́ра ченктама́.
Ка́лак сӱмзе́к ва́лгеть та́штак тоса́,
Ку́у тосо́ то́штася ла́маш летьымса́,
По́го ши́рнен а́ли куде́ нушма́ ӓнгаса́,
Ӹ'шке шапса́ шу́шаметь куу́ нӧрга́.
Ко́як во́жанте шурга́н ераса́,
Нӧ'нын па ча́ган ку́шкым ку́шо вана́,
Тӱ'хто куде́, шо́ныма, па шулмо́ ловгама́
Шо́кш пе́ль шо́шаге ту мӧ костыма́.
Та́штак елгеть сякена́к тулама́,
Йуге́ Кострома́ ту́ранте кашнама́,
Па мы́ян пужамо́, о́моса нягдама́
Шо́шо по́лц й'олешен юкса́к шанама́.
***
Прощальный костёр над рекой Костромой —
Как в ночь убегающий след за кормой:
Блеснёт и погаснет — и снова вода
Темна, молчалива, ровна как всегда.
Мерянские духи уснули в камнях,
А Синие камни — на дне и в полях;
Под тёмной водою ушедших веков
Их будят лишь рыбы да песни волков.
И все же к востоку стремится река,
На юг ей незримая кажет рука:
Гусиной дорогою в Птичью страну
Былое летит по небесному дну.
Там звёзды мерцают чешуйками рыб,
Там месяц стареющий в тину зарыт,
Как в поле зерно или клад золотой,
Чтоб вызреть в свой срок молодою луной.
В лесном озерце под корнями берёз,
Где берег осокой и кугой зарос,
Ныряет, как утка, и плещет крылом
Всё то, что вернётся с весенним теплом.
Сияют созвездьями искры костра,
Молчит под обрывом река Кострома,
И спит наша лодка, и видит во сне
Мечту лебедей о грядущей весне.
Арт: Андрей Малышев-Мерянин .
0 комментариев
12 классов
Солнечные лоси (кеце-шордак, ед.ч. кеце-шордо) - персонажи поверий и сказок народа меря (Верхневолжье). Дети Небесной Лосихи (созвездие Большой Медведицы), одной из прародительниц всего живого (см. также: Мать пчёл; Первоутка). В отличие от матери, являются людям лишь днём. Выглядят как лоси необычной золотисто-рыжей масти, реже (преимущественно осенью) - как сгусток тумана, пронизанный солнцем. Способны летать и скакать по воздуху и воде. Рождаются весной и растут, как обычные звери, но неизвестно, умирают ли (по некоторым сказкам, рассеиваются туманом и превращаются в облака, а позже - в озёра). Цветы мать-и-мачехи - следы новорожденных солнечных лосят.
Вестники из мира духов и предков, помощники и ездовые звери арбуев (шаманов), особенно шаманок-гуслярш (см. Крылатая хозяйка), проводники в Верхний мир (но не в Нижний; см. Бобр). Увидеть кеце-шордо - получить добрую весть, которую, однако, необходимо правильно истолковать.
Начиная с 20 в., отмечаются городские легенды о солнечных лосях: они живут даже в крупных городах, чтобы сохранять связь между людьми и лесом. По легендам, кеце-шордак наблюдали в Москве, Костроме и Владимире, на крышах многоквартирных домов и высоток. Видевшие их вскоре обнаруживали в себе шаманские способности, начинали писать стихи или играть на гуслях (взаимосвязанные понятия в мерянской культуре; см. Поющая лодка; Песенное крыло). Возрождение священных мерянских рощ Верхневолжья в последнее десятилетие также связывают с явлениями солнечных лосей.
---
Текст прислала Ольга Ракитянская. Иллюстрация создана с помощью AI.
0 комментариев
8 классов
Мерянские избы стали первыми «русскими избами».
Двадцать семь лет назад, в августе 1997-го, завершился девятилетний цикл раскопок Алабужского (Пеньковского) городища под Плёсом. Об этом рассказывает ивановский археолог, кандидат исторических наук, Павел Николаевич Травкин:
Что это было и ради чего трудились в поглощённой лесом древней крепости?
Прежде всего, мы нашли его – легендарный, почти тысячу лет хранившийся в народной памяти «град Чувиль», который действительно оказался предшественником Плёса. Практически полностью его изучили, охватив всю жилую территорию сеткой раскопа.
Мы исследовали параллельно Плёс и Чувиль, сделав чудесные открытия. Главное из них: на территории Ивановской области городская культура насчитывает две с половиной тысячи лет! Она зародилась в недрах волжско-финской цивилизации и затем плавно перетекла в древнерусские города.
Финские избы стали первыми «русскими избами» Плёса. Хитроумные «мелочи» алабужской фортификации повторились в плёсской крепости. Искусные ремесленники Чувиля переселились на плёсский посад…
До середины XII века Алабужский городок был местным ювелирным центром. «Скань и зернь Киевской Руси»?- здесь это практиковалось столетиями раньше летописного Киева. Самый большой из ныне известных мерянский клад (400 предметов) стране подарила Алабуга. Изделия, образцы искусства волжских финнов полуторатысячелетней давности, поражают не столько сложностью, сколько красотой и изяществом.
Все ювелирные изделия – из привозного цветного металла! Алабуга была опорным пунктом международной торговли. Арабское стекло, кочевнические пояса, «скифские» наконечники стрел… А взамен уходил ценнейший товар, продукт развития местного пушного промысла.
Если кто-то начнёт вам снова всерьёз говорить о неких колонизаторах-славянах, которые вдруг откуда-то явились, целыми потоками, заполнили бесконечные лесные пространства и принесли дары цивилизации, вроде земледелия, гончарного круга и чего-то там ещё – укажите им всего лишь на маленький мерянский городок, где наши предки возделывали подходящие по климату сорта зерновых ещё два с половиной тысячелетия назад. Там и гончарная посуда… И никакой «славянской колонизации» – продукта неуклюжего и вредного археологического культа…
И сколько ещё таких городков будут когда-то вот так, долго и основательно, исследованы и откроют, наконец, ту потрясающую Мерянскую цивилизацию, из которой выросла наша Русь.
П.Н. Травкин.
2 комментария
17 классов
Меря воевала!
1 комментарий
3 класса
Меря и политогенез Ростовской земли > Северо-Восточной Руси.
Вчера, в ходе длительной полемики в одном закрытом краеведческом чате, один из коллег написал мне:
«... каких-либо доказательств "мерянского" фактора в политогенезе (Северо-Восточной Руси) нет и не предвидится. ... Можете сколько угодно свои (мерянские) пророчества оглашать, но от этого они с реальностью соприкасаться не начнут.»
Решил вынести ответ в канал для широкой публики. Полагаю, будет полезно.
Итак, политогенез на Руси в целом и в рамках отдельных её земель (племён) проходил в четыре этапа:
— 1. VII-VIII вв. — Появление первых прото/государственных образований, т.е. племенных княжеств. В нашем случае это племенной центр мери — Ростов I (Сарское городище) появившееся в VII веке. Сейчас некоторые исследователи сдвигают эту планку вглубь, к началу I тыс.н.э., видя в "варварском королевстве" рязано-окцев (КРОМ) то самое начало нашей страны. И это не лишено логики, поскольку рязано-окцы повлияли как на верхнеокских балтов и, по-видимому, балто-кривичей, так и на волжских финнов — дьяковцев, меря, мурому, эрзя.
— 2. VIII-IX вв. (до 882 г.) — Этап создания больших племенных и межплеменных союзов, в частности "союза северных племен", того самого который изгнал и потом снова призвал варягов. Среди них было мерянское племенное образование со столицей в Ростове I (Сарское городище), меря были равноправными участниками этих событий наряду с словенами, кривичами, чудью, весью.
— 3. 882 г.–начало XI в.. — Образование Древнерусского государства. Мерянская полития, в союзе с политией варягов-руси, участвует в походе на Смоленск, Киев, Царьград. Этот период можно связывать с мерянской автономией в составе формирующегося Древнерусского государства. Про него, пока осторожно (чтобы не подвергнуть сомнению главенствующий исторический нарратив), пишет археолог, историк-мерянист Андрей Евгеньевич Леонтьев:
«...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить возможную достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление.»
он же:
«Только силой дружин мери можно объяснить сохранение мерянской автономии в Древнерусском государстве в IX - XI вв.»
— 4. XI век > XII век. — Полная интеграция мерянских племенных элит в древнерусскую. Той самой "старой чади" — родовых старейшин, племенных князей/вождей, племенной знати, влившейся в социальную структуру Руси и составившей часть правящего класса той или иной её земли. Именно её била мерянская чернь под предводительством волхвов в ходе Суздальского восстания 1024 года:
«В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью глаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране.»
и как следствие — потеря автономии.
Таким образом, союз мерянских племен/родов > мерянское племенное княжество (супервождество) > ранняя Ростовская земля (мерянская автономия в составе Руси) — такая же важная часть древнерусского политогенеза, как словене в Ладоге и Новгороде, кривичи в Смоленске. Или славянская держава Само на Дунае в VII веке, которая вывела западнославянский политогенез на новую ступень — для словаков, чехов, сербов, сорбов, словенцев, хорват.
Подводя итог вышесказанному:
Вычеркнуть меря из русской истории, из самих её основ, учитывая тот факт, что ареал Исторической мерянской земли (ИМЗ по академику Александру Константиновичу Матвееву) полностью совпадает с Ростово-Суздальской землей, ставшей ядром образования исторической России, не получится.
142 комментария
20 классов
Сейчас представителей финно-угорских народов от русских не отличить (ну разве что ханты и манси исключение) — выглядят одинаково чисто внешне, имеют русские фамилии и имена, к тому же многие сознательно "косят" под русских.
Особенно удивляет последний пункт, тем более что предки финно-угров вели себя достойно во все времена. Единственным минусом или упущением можно назвать то, что они не сумели создать собственное государство (кроме венгров, финнов и эстонцев).
Но сейчас речь не об истории финно-угров, а исключительно об известных личностях, имеющих непосредственное отношение к этим народам. Начнем, пожалуй, со старины глубокой.
Арина Родионовна (няня Пушкина)
Пушкинисты давно выяснили, что легендарная Арина Родионовна была ижоркой, финно-угорской народности, входившей еще во времена князя Олега в состав Чуди. Она была крепостной крестьянкой, проживала в деревне Лампово Петербургской губернии.
Те края испокон веков населяли ингерманландцы, ижорцы, водь, чухонцы, впоследствии ассимилированные русскими. Няня Пушкина обладала особым даром сказительницы и знала неимоверное количество сказок и преданий.
Известно, что с ее слов Пушкин переработал и записал 7 сказок и 10 песен. Но что интересно, во всех этих сказках чувствуется северный колорит, даже сюжет и персонажи нехарактерны для большинства русских сказок. Например, избушка на курьих ножках, морская тематика, упоминание дуба ("кот ученый по цепи кругом") и тд.
Юрий Лужков (бывший мэр Москвы)
По матери мариец. Обычно шутил, что лицо у него круглое, с азиатчиной и в конце добавлял — "в общем не Ален Делон".
Сергей Собянин (нынешний мэр Москвы)
Про Сергея Собянина ходят шутки, что у него нет национальности и что он просто сын охотника по аналогии с Жириновским (сын юриста). Но на самом деле по отцу он является представителем народности манси. Сами манси считают его выдающимся представителем своего народа. Да и его необычная внешность не оставляет сомнений в этом.
Эрзя. Из этого народа вышло огромное количество известных спортсменов, певцов, художников.
Надежда Кадышева (певица)
Мария Захарова (директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации)
Наталья Водянова (модель, актриса)
Никас Сафронов (художник)
Олег Табаков (актер)
Мокша. Не менее талантливый народ, из их среды вышли:
Олег Маскаев (чемпион мира по боксу)
Светлана Хоркина (гимнастка)
Алексей Маресьев (летчик, Герой Советского Союза)
Александр Овечкин (хоккеист)
Шокша.
Василий Шукшин (писатель, актер и режиссер)
Любовь Толкалина (актриса)
Также к мордве относятся отец Никон, протопоп Аввакум, Патриарх Кирилл, космонавты Владимир Дежуров, Алексей Губарев, Николай Рукавишников, Виктор Пацаев, Геннадий Сарафанов, олимпийские чемпионы Ольга Каниськина (спортивная ходьба), Любовь Егорова (лыжница), Алексей Немов (гимнаст), Сергей Кирдяпкин (легкоатлет).
Ингерманландка Елена Кондулайнен (актриса)
Удмуртка Елизавета Туктамышева (фигуристка)
Коми-пермячка Екатерина Шаврина (певица)
Как видите, известных в России представителей финно-угорских народов довольно много. Но это всего лишь верхушка айсберга, многие почему-то не любят афишировать свое происхождение.
176 комментариев
16 классов
Русская спокойная провинция:город Кинешма.
Его называют Волжской столицей Ивановской области и Северными воротами текстильного края. Уж не знаю, мало я там погулять успела, но именно так начинается запись в одном из путеводителей. Второй по величине город региона в сотне км от областного центра.
Много интересного было в судьбе Кинешмы. Когда-то это были дремучие леса, хозяином которой было финно-угорское племя меря. Это они подарили название городу. В переводе с утраченного языка древних мерян "кинешма" значит "тёмная глубокая вода" или "тихая удобная гавань". В разное время город был и государевой вотчиной, и частным владением, и крупным уездным центром. А в 16 веке Кинешма была крепостью, располагаясь на высоком холме, со всех сторон окруженная полноводными реками и валами.
Кинешма сегодня — привлекательный и интересный для туриста городок. Такая милая спокойная провинция, куда стремятся жители мегаполисов. Здесь можно увидеть немало старинной привлекательной архитектуры разных эпох, что-то увядает, что-то расцветает. Здесь красавица Волга и отличная набережная с шикарными видами. Здесь несколько крутых музеев и неплохих кафе, а гости могут пожить в гостинице-дебаркадере на Волге (мы там ночевали). А главное, здесь хорошие добрые люди! Проверено на себе лично.
В общем, моя Кинешма была слишком стремительной (ночёвка, деловая встреча, часовая экспресс-прогулка по центру с гидом, музей, перекус в кафе и долгая дорога дальше). Поэтому мне не хватило и я думаю приехать снова.
Оригинал взят у akim_trefilov в Меря воевала! Меч. X в. Сарское городище. Когда речь заходит о мере, говорят о ее мирном и дружелюбном характере. Мол, древнерусская народность на Северо-Востоке возникала спокойно, без кровавых схваток, пер...