Родителям
Поощрение – сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание на всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приёмов, а есть уместные или неуместные.
Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (ограничение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах – гнев).
Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем, который, в основном, ориентируется по обстановке «попадусь – не попадусь».
Использование психологической формы воздействия формирует совесть, как внутренний механизм контроля поведения.
Правила поощрения
По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться.
Передозировка похвалы вредна:
• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
• не хвалить больше двух раз за одно и то же;
• не хвалить из жалости;
• не хвалить из желания понравиться.
Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний» (знаков внимания от окружающих), желательно, разные по способу и степени проявления.
Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:
• Дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.
• Дети с обоснованным комплексом «сверх-полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут.
• Самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться.
Выход: не хвалить открыто, а сообщать ребёнку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.
Типы похвалы.
Компенсация. Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физических недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).
Аванс. Это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя. Используя «аванс» как тип похвалы, не следует переступать черту дозволенного и не вводить ребёнка в заблуждение.
Подъёмная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать это надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, что бы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
Взрыв любви. Это скорая психологическая помощь. Используется в крайних случаях, когда у ребёнка кризисное состояние.
Наказание
При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует о неравнодушном отношении, о любви родителей к ребёнку и, одновременно, даёт ему "отпущение грехов".
Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребёнка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания действует тем лучше, чем реже он применяется.
При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия. Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Рекомендуемые формы наказания
вынужденное безделье: сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
лишение поощрений и привилегий;
осуждение поведения;
народное средство.
Правила наказания
Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
Наказание никогда не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая/ый и мягкая/ий.
За один раз можно наказать только за один поступок. «Салат» из наказаний не для детей.
Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
Наказан – значит прощён; страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как тождество силы взрослого над слабостью ребенка.
Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребёнка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Нельзя наказывать лишением любви!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев