И ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА ⚓📜
20 ноября (1 декабря) 1792 года в Николаеве заложен линейный корабль «Святой Павел».
Флагманский корабль адмирала Ф.Ф. Ушакова во время Средиземноморской экспедиции 1798 -1800 годов.
---------------------------------------------
«Святой Павел» — 84-пушечный линейный корабль Черноморского флота.
Линейный корабль «Святой Павел» – первый линейный корабль, построенный в Николаеве. Название дано императором Павлом 17 августа 1797 г. Название до этого периода неизвестно.
Корабль строился на Николаевском адмиралтействе с 20 ноября 1791 г. по 9 августа 1794 г. Строители С. И. Афанасьев и А. П. Соколов.
Командиры: И.Я. Перри (1797 г.), Ф.П. Лелли (до июль 1798), Е.П. Сарандинаки (с июля 1798 по 1800 г.), К.А. Герамуцо (1804 — 1805, 1809 гг.).
Двухдечный, с деревянным набором и деревянной обшивкой. Корабль по своей конструкции многим отличался от линейных кораблей более ранней постройки. Бак и шканцы были сделаны без прежних возвышений и имели общую палубу. На баке размещались фок-мачта, якорный шпиль, шесть 6-фунтовых чугунных пушек, люк с трапом и вентиляционные решетки нижних помещений.
Под бушпритом на княвдигеде была поясная фигура св. Павла, выполненная из дерева и покрытая позолотой. Под нижними окнами шла надпись названия корабля: «СВ. ПАВЕЛЪ».
Прохождение службы:
В 1795 г. перешел из Николаева в Севастополь. В 1797 и в мае-июне 1798 г. во главе эскадры под флагом вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова выходил в практические плавания в Черное море.
Участвовал в проводимых испытаниях с 30 апреля по 3 мая 1798 г. (вместе с кораблями»Св. Петр», «Св. Захарий и Елисавет», «Св. Троица», «Богоявление Господне»).
Программа испытаний основывалась на шести опытах по кренованию кораблей в различных вариантах их загрузки. В каждом случае измерялся крен и дифферент, высота портов над ватерлинией. Лучшими оказались корабли проекта А. С. Катасанова. Самую плохую остойчивость выявили у «Св. Троицы», чуть лучше — у «Богоявлении Господня» и «Св. Павла».
Участвовал в войне с Францией 1798 — 1800 гг.
31 декабря 1799 г. согласно Высочайшему повелению императора Павла І от 24 декабря 1799 г. прекратил поход, направившись на ремонт в Корфу.
26 октября 1800 г. прибыл в Севастополь. В июле 1801 г. перешел из Севастополя в Николаев, где тимберовался в течение трех лет.
29 августа 1804 г. пришел из Николаева в Севастополь.
2 ноября 1804 г., приняв на борт 1095 солдат, вышел из Севастополя для доставки их на Корфу. Из-за густого тумана 6 ноября 1804 г. не смог войти в пр-в Босфор и стал на якорь. Во время сильного шторма были сломаны грот- и бизань-мачты, фор-стеньга и руль, из-за сильных повреждений корпуса вода стала поступать в трюм. Ветром корабль понесло к берегу, он с трудом удержался на двух якорях.
13 ноября 1804 г. турецкими гребными судами приведен в Буюк-дере, где с 5 января по 28 февраля 1805 ремонтировался в доке.
12 мая 1805 г. вернулся в Севастополь. Больше в море не выходил, использовался как плавбатарея и брандвахта. Разобран в 1810 г. в Севастополе.
Корабль вошел в историю военно-морского искусства.
Изображен на памятной медали из серии «300-летие Российского военно-морского флота».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1