«Ульяновск» на стапеле
Заводские технологи предложили в качестве места технологической сборки установок построить специальный понтон, на котором смонтировать металлическое здание с оборудованием и кранами, в котором и производить сборочные работы. Готовые атомные паропроизводящие установки выкатывались на специальных трейлерах из ворот этого нового цеха прямо под козловые краны. Идею подержал директор завода Юрий Иванович Макаров. Он также внес в нее существенное усовершенствование. Вернувшись из рабочей поездки в Болгарию, Макаров предложил сделать крышу сборочного цеха раздвижной. Готовый реактор при этом извлекался козловым краном и сразу подавался на стапель. Эта идея пришла к директору после посещения во время болгарской поездки местного планетария.
Сборочный цех реакторов был готов уже к концу 1989 г. Его установили под стапелем номер 0, где строился «Ульяновск», на легкое свайное основание и вскоре приступили к сборке корабельных атомных реакторов. Все необходимые компоненты для сборки этих агрегатов: корпуса, парогенераторы, насосы, фильтры – поступили на завод в 1990–1991 гг. Четыре реактора были конструктивно объединены в два блока массой 1400 тонн каждый для носовой и кормовой машинных групп. Один из блоков был успешно сварен, второй подготовлен к сборке.
Сам корпус «Ульяновска» на стапеле достигал к моменту окончания строительства 27 тыс. тонн – кормовая секция крейсера была доведена до уровня верхней палубы. Общая готовность корпуса составляла около 70% – часть механизмов и оборудования уже были смонтированы и погружены. Завод был полностью готов к установке на «Ульяновск» атомных реакторов. Началась подготовка к строительству заказа 108, которым должен был бы стать следующий атомный авианесущий крейсер.
Однако в судьбу корабля вмешались внешние очень неблагоприятные обстоятельства. После августовских событий 1991 года могучая держава, более 600 заводов и предприятий которой работали над созданием атомного тяжелого авианесущего крейсера, начала рушиться. Черноморский судостроительный завод, располагавшийся в Николаеве, оказался на территории объявившей независимость Украины. Посетивший завод в рамках предвыборной программы будущий президент Леонид Кравчук назвал предприятие «Жемчужиной Украины». На вопрос заводчан, будет ли продолжено строительство авианосцев, Леонид Макарович, и глазом не моргнув, ответил, что, разумеется, будет. Впрочем, учитывая талант господина Кравчука уверенно и обтекаемо отвечать на самые конкретные вопросы, с тем же успехом будущий президент мог обещать и колонизацию Украиной Луны вместе с обретением золота Полуботка.
Впрочем, обещания политиков могут быть легковеснее высохших осенних листьев. Листьев осени 1991 года, последней осени СССР. В октябре ВМФ прекратил финансирование строящихся на заводе кораблей. В их число входил находившийся на плаву тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» и находившийся на стапеле «Ульяновск». Какое-то время завод еще осуществлял на них плановые работы, пока с началом 1992 г., ввиду отсутствия средств и возможностей, их пришлось прекратить.
Металлолом
Огромному заводу с большим коллективом надо было как-то выживать. В этот период руководство предприятия начало переговоры с норвежской брокерской конторой Libek&Partners о подписании контракта по строительству для крупного судовладельца танкеров дедвейтом 45 тыс. тонн. Для осуществления этого замысла предполагалось строить эти суда одновременно на двух стапелях – номер 0 и номер 1.
Но что делать с корпусом «Ульяновска»? Завод неоднократно обращался к правительству и президенту России Борису Ельцину, к командованию флотом. Четкого ответа не последовало – недостроенный атомный тяжелый авианесущий крейсер оказался никому не нужен. Политикам не было никакого дела до высившегося на стапеле наследия канувшей в Лету великой страны. Часть руководства завода предлагала несмотря ни на что достроить «Ульяновск» и спустить на воду до лучших времен. Однако эта идея была отринута.
И тут на Черноморский завод прибыл неожиданный гость. Это был некий гражданин США с характерной американской фамилией – Виталий Козляр, вице-президент фирмы J.R. Global Enterprises Inc, зарегистрированной в Нью-Йорке. Осмотрев завод и недостроенный «Ульяновск», он предложил купить его на лом по очень оптимистической цене в 550 долларов за тонну. Поскольку в сумме это были весьма серьезные деньги, руководство завода и вместе с ним правительство Украины на радостях клюнули на эту наживку.
4 февраля 1992 г. постановлением правительства Украины атомный тяжелый авианеущий крейсер «Ульяновск» был обречен на утилизацию. Не дожидаясь полного оформления контракта и поступления первых платежей, атомный гигант начали резать. Возглавлявший на тот период отдел внешнеэкономических связей завода Валерий Бабич (впоследствии автор книги «Наши авианосцы»), изучив западные каталоги и проспекты, выяснил, что цена лома на международном рынке составляла тогда не более 90-100 долларов за тонну. Осознав неладное, Бабич сообщил о своем «открытии» руководству завода, но, будучи уверенным в высокой стоимости броневой никелесодержащей стали и корпусной стали повышенной прочности, оно не обратило на это предостережение внимания.
Юрий Иванович Макаров, который был категорически против порезки «Ульяновска», проходил в это время лечение после инсульта. Сердце кораблестроителя не выдержало гибели Советского Союза, развала производства и конца эры авианесущих крейсеров на Черноморском заводе. Оптимисты предполагали, что рабочие откажутся резать «Ульяновск» – на заводе еще помнили, как возмущались корабелы решением об утилизации крейсера проекта 68-бис «Адмирал Корнилов» в 1959 году, когда готовность этого корабля доходила до 70%. Добровольно его отказывались пускать под нож. Руководству пришлось назначать исполнителей в принудительном порядке, грозя дисциплинарными мерами.
Однако в 1990-е времена были уже не те. По воспоминаниям Валерия Бабича, «Ульяновск» резали с не меньшим энтузиазмом, чем строили. В марте 1992 г. на завод прибыл представитель покупателя лома, господин Джозеф Резник. К этому времени корпус крейсера был разрезан уже на 40%. При начале переговоров господин Резник, эмигрант из СССР, выразил свое крайнее недоумение ценой в 550 долларов за тонну. С глубоким сочувствием он сообщил впавшему в оцепенение руководству ЧСЗ, что может заплатить не более 120 долларов за тонну. А откуда господин Виталий Козляр взял такую цену, ему категорически не известно.
Вскоре переговоры прекратились ввиду полного взаимного непонимания. Разрезка корабля продолжалась, поскольку необходимо было освободить стапель. «Ульяновск» порезали за 10 месяцев – к ноябрю 1992 года так и не состоявшийся первый советский атомный тяжелый аианесущий крейсер перестал существовать. Впрочем, спешка ничего не принесла заводу – в 1993 году контракты на постройку танкеров и договоренность о продаже крейсера на лом были аннулированы. Весь порезанный металл грудами лежал на огромной площади завода.
Тщетно руководство завода пыталось продать останки «Ульяновска» многочисленным поначалу покупателям. Никто уже не вспоминал бодрую цену в 550 долларов за тонну. В переговорах начали фигурировать гораздо более скромные цифры: 300, 200, наконец, 150 долларов. Иностранцы были не согласны платить много за корабельную сталь, постоянно находя поводы для того, чтобы сбить цену.
Комментарии 2