Из жизни школы.
На днях в детской школе искусств п. Роза состоялся открытый урок по слушанию музыки с учащимися третьего класса. Ребята обучаются на музыкальном отделении по предпрофессиональной программе.
Тема урока – «Музыкальный герой», помогла, с помощью средств музыкальной выразительности, прикоснуться учащимся к музыке, ее образам и героям, пережить с ними чувства печали и радостной мечты.
Приобщение ребёнка к музыке проходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. Чтобы приобщиться к музыкальному вкусу, важно самому ребёнку пережить эмоциональное содержание музыкального произведения. Внимание детей привлекается к ярким музыкальным образам и их развитию.
Основу содержания занятия составили четыре ключевые слова – это «Образ», «Герой», «Тон (интонация)», «Чувства».
Ребятам были предложены произведения из разных видов искусств, таких, как литература (сказка), изобразительное искусство (картина «Сенокос» А. Пластова), романс Алябьева «Соловей». Благодаря слову и визуальному восприятию картины, судя по ответам, учащиеся легко определили содержание и образы предложенных примеров.
А вот, чтобы понять и представить образ и содержание инструментального произведения нужно настроиться, внимательно вслушаться. И помогут в этом средства музыкальной выразительности (темп, лад, мелодия, интонация (тон), ритм, регистр, тембр, гармония…), которые ребята изучают в музыкальной школе.
На основе этого, прослушав инструментальный пример из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, юные музыканты рассказали о своих представлениях, содержании произведения, определили совершенно точно образ – «Образ моря». Дополнили ответы выбором картин Айвазовского (из множества предложенных), соответствующих содержанию музыкального произведения. Так было раскрыто понятие – «Образ».
В любом произведении искусства есть действующее лицо, иначе - Герой.
В произведениях образ и характер этих героев разнообразен. В музыкальных произведениях существует три вида музыкального героя.
- Герой рассказчик. В музыке к герою рассказчику относится как композитор, сочиняющий музыку, так и музыкант-исполнитель. Роль исполнителя очень велика. Его ответственность состоит в том, чтобы точно донести до слушателя содержание пьесы. Для этого музыкант должен понять содержание музыкального произведения и исполнить его выразительно, используя опять же средства музыкальной выразительности. Для примера преподавателем была исполнена пьеса «Сказочка» С. Прокофьева с разбором содержания пьесы. В качестве оратора выступило произведение И.С Баха «Токката ре минор» для органа.
Следующий герой – герой персонаж. Он не рассказывает, а показывает, выполняет какие-либо действия.
Композитор Д. Кабалевский сочинил пьесу «Клоуны». Интонация этой пьесы такова, что слушая ее, мы отчетливо представляем клоуна, смешного, яркого, веселого, катающегося на одноколесном велосипеде, а самое главное, «видим», как он жонглирует разноцветными шарами. И все это благодаря средствам музыкальной выразительности, которые использовал композитор при сочинении пьесы, а ученик школы Гриша Полушкин исполнил на фортепиано пьесу «Клоуны» композитора Д. Кабалевского в соответствующем характере.
Богатое образное содержание музыки вмещает в себя многое, что помогает композитору выразить в звуках самые разные чувства. Эта роль отводится лирическому герою. Лирический герой не рассказывает, не показывает. Он выражает свои чувства, переживает. Композитор передаёт нам внутренний мир человека, с его мыслями, чувствами, мечтами.
Исполнив «Грустную песню» Р. Верещагина, преподаватель провела полный анализ содержания музыкальной пьесы, которая заставляет слушателя не только эмоционально переживать состояние печали, безысходности, но и сопоставлять его со своими реальными жизненными явлениями.
Другой же лирический герой весь в мечтах. Об этом состоянии предвкушения счастья средствами музыкальной выразительности ведет повествование в своей пьесе «Сладкая греза» композитор П.И. Чайковский.
На протяжении всего урока преподаватель вела диалог с учащимися. Судя по ответам, ребята внимательно и с интересом прослушали содержание темы урока в том числе, в качестве иллюстраций, музыкальные произведения, исполненные преподавателем, учащимся, видео и аудиозаписи.
В заключение урока, ученики получили домашнее задание: определить музыкального героя в своих произведениях по специальности, применяя понятия о музыкальных средствах выразительности.
Пильникова Л.Г. преподаватель МБУ ДО КДШИ