🌎 Муром
📸 Автор фотографий Елена Себякина
✍️ Очень странный памятник в Муроме. В эту часть города не ездила ни разу. Что к чему я не знаю)
📖 Справка
23 октября 1991 года на высоком берегу речки Вербовки была открыта декоративно-скульптурная композиция Леонида Берлина, посвященная участникам трудового фронта завода, и женщинам, работавшим на Победу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Трудовой фронт – это героический повседневный труд в экстремальных условиях, это скудное питание, неограниченный рабочий день, оставленные без присмотра дети. Это молодость тех, кто возводил завод и строил рабочий поселок. Скульптурная композиция была заказана автору еще в 1981 году к 40-летию завода, но ее создание затянулось.
Юбилей прошел, начались трудовые будни, но автор продолжал работу над заказом. Проект будущей декоративно-скульптурной композиции был представлен на совет ЭПТК Художественного фонда РСФСР и получил оценку “отлично”. Литье скульптур для композиции производилось на Муромском тепловозостроительном заводе, а потом несколько лет ожидало монтажа. По определению художественного совета композиция, выполненная Л.Л.Берлиным, реализует единую цельную концепцию, символически выражая идею образа современного промышленного предприятия в сочетании с темами важных категорий жизни: материнства, детства, Земли и людей труда. Вертикальная 12-метровая композиция заявляет о себе лаконичным пластичным завершением в виде стройной утонченной кверху конструкции. Нетрадиционная авторская трактовка темы труда и высокого полета придает ей современное звучание. Гладкие поверхности, вертикальные и грубые горизонтальные элементы создают удачное сочетание фрагментов верхнего яруса с бетоном и гранитом у основания скульптуры. Центральной фигурой декоративно-скульптурной композиции выделена автором женщина-мать, вскармливающая грудью ребенка. Она символизирует вечную жизнь на земле. Несмотря на трудное время борьбы и потерь, она, как сотни тысяч советских женщин, продолжала выполнять свою первозданную миссию, продлевая род человеческий. Умиротворенное счастьем материнства лицо преображает женщину – труженицу в мадонну эпохи возрождения. Автору удалось передать это необычное состояние души не на полотне, а в металле. С фигурой матери, кормящей ребенка, все многоярусное сооружение необычной формы приобретает глубокий смысл. Вокруг нее выстраивается единый пластический ряд монументального оформления. По кругу большого диаметра размещены фигуры людей разных профессий, детей, домашних животных, разных персонажей трудовой и бытовой повседневной жизни. Со своих рабочих мест на зрителей смотрят сварщик, инженер, научный работник, девочка с худосочной взъерошенной кошкой, а над всей этой прозой жизни – фигура космонавта в скафандре, парящая в просторах вселенной, а это уже мечта, устремленность в будущее. Вся композиция размещена вокруг высокой металлической мачты удивительного корабля времени. По первоначальному варианту углубление у основания композиции должно было заполняться водой, подчеркивая эту иллюзию. В подтверждение этой мысли композиция имеет две поддержки из нержавеющей стали изогнутые, как парус, под напором ветра. Он как-бы изогнулся, напрягся и начал дижение, но только не вперед, рассекая водную гладь, а вокруг оси, создавая ощущение быстротечности времени.
Специалисты дали высокую оценку произведению скульптора Л.Л.Берлина. Они посчитали, что “тема легкости и порыва”, присущая творениям русского зодчества на Владимирской земле, оказалась плодотворной для выражения устремлений человечества ХХ века, и автору удалось это показать. Своеобразной особенностью, отличающей композицию от других монументальных скульптур, является подвижность ряда ее элементов в сочетании с неподвижными, поэтому и место для декоративно-скульптурной композиции выбрано высокое, открытое для ветровых потоков. Стоит человек, а перед ним, как в волшебном фонарике, двигаются, сменяя друг друга, бытовые сцены нашей повседневной жизни: люди труда, науки, дети, домашние животные… Все это движется перед зрителями, перед кормящей ребенка матерью, которая восседает в центре мироздания, созерцая окружающий ее мир. Неординарный прием движущейся конструкции потребовал оригинального решения основания композиции. У него отсутствует привычный для глаза постамент, а мачты закреплены в углублении. Яма создает возможность свободного движения круга с фигурами. Для безопасности она обнесена красивой литой оградой. Роль постамента выполняет высокий берег речки Вербовки. К монументальной композиции ведут выложенные из белого известняка ступени. Они создают эффект ухоженности и торжественности сооружения, а маленький искусственный спутник, установленный по замыслу автора на третьем ярусе конструкции выражает полет мечты в неведомые космические дали. Все составные части композиции устанавливались и монтировались рабочими МПЗ.
#история33региона
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1