ФУТБОЛ, ЧЕРНИЛА И КАЛЛИГРАФИЯ
Восьмидесятилетний Николай Викторович уселся поудобнее в кресло перед телевизором, приготовившись в который раз просмотреть полюбившийся фильм "Место встречи изменить нельзя." Рядом пристроился его любимец правнук Антошка, тоже обожающий детективы.
По окончании фильмы Антошка поделился впечатлением:
- Деда, круто!?
Николай Викторович ответил в тон внуку:
- А то!
После некоторого раздумья Антон наморщил лоб:
- Деда, а промокашка это какое растение?
Дед с удивлением посмотрел на внука:
- Чего, чего?
- Ну, этот в кино сказал: "Промокашка, увянь." А вянут только растения.
Николай Иванович улыбнулся - эх современная детвора. Со своими шариковыми ручками вы не знаете, что такое чернила, перьевая ручка, промокашка. Не достались вам эти прелести, не то, что нам.
* * *
Прозвенел звонок, оповестивший, что у первоклашек на сегодня занятия закончились. Колька торопливо убирал школьные принадлежности с парты в портфель.. Взяв в руки чернильницу - невыливайку, задумался. Это хитрое фарфоровое изобретение имело одну особенность- в нее чернила заливались, а вылить их было невозможно. Для удобства ношения мамы шили для своих чадушек мешочки с завязками из шнурков. Обычно Колька привязывал мешочек к ручке портфеля, но сейчас он торопился на футбольный матч с 1а классом, а там портфель окажется без присмотра. Чернильницу могут ненароком разбить.. Выход был найден быстро - он сунул ее в портфель. Она невыливайка, чернила не вытекут.
Ватага из двух первых классов двинулась на пустырь за школой, служивший детворе стадионом. Быстренько на нем соорудили футбольное поле. Кучка портфелей - одна стойка. Пять шагов от нее еще одна кучка. Ворота готовы. такие же ворота на противоположной стороне. Мяч на средину и баталия началась Мяч был не футбольный, а баскетбольный, большего диаметра и гораздо тяжелее. Но это обстоятельство никак не влияло на задор юных футболистов. В те послевоенные годы ребята были рады любому мячу.
Когда счет матча пошел на двузначные числа, а по раскрасневшимся лицам игроков текли струйки пота, размазанные с пылью, ряды игроков стали медленно, но неумолимо таять. Это родители, не дождавшись учеников из школы, но отлично знающие расположение пустыре приходили и по одному, не смотря на отчаянные просьбы: "Еще чуть- чуть," загоняли любимцев домой. Появилась бабушка Кольки, которая сегодня отвечала за внука.
Мама дежурит сутки на работе, у папы, механика завода, постоянно появлялась какая-то "авария," не отпускающая его вовремя. Приходил он домой поздно, зачастую заставал сына уже спящим.. Была еще тетя Валя. Взрослая - учится уже в шестом классе. Только занятия у них с Колькой в разные смены. Школа их небольшая семилетка. Занятия для меньших классов начинаются с восьми часов, а в старших с четырнадцати..Тетя на занятиях. Получается, что сегодня удел бабушки следить за внуком.
Появление бабушки пришлось на жаркий спор игроков - был ли забит гол. Дело в том, если мяч катится по земле, то видно по какую сторону штанги(то бишь портфелей) прокатился. А ежели по воздуху? В таком случае проводилась визуальная стойка и игроки на глаз
определяли - был ли гол. В данном случае было установлено, что мяч обязан был трепыхаться в визуальной сетке ворот.
.А виновник спора - мяч, выкатился далеко за пределы поля. Проходящий мимо мужчина, очевидно, вспомнил свое детство и со всей силы запустил его обратно к игрокам. Тяжелый снаряд со всего маху угодил в кучу портфелей, разметав их в разные стороны. Колькин отлетел дальше всех.
Бабушка поманила внука пальцем Мольбы парня - еще немножко, хотя бы до первого гола, на бабушку никакого действия не возымели.Колька поднял свой портфель и уныло поплелся домой
Дома он, отошедший от спортивных баталий, умывшись сидел за столом и усердно трудился над тарелкой наваристого борща. Ложка чиркала по дну тарелки и он стал задумываться - не попросить ли добавки, когда с улицы донесся странный звук, напоминающий то ли шипенье, то ли свист. Это друг Витька вызывал его на улицу. Свистеть он еще не научился, но сигнал был понятен.
Колька подскочил. Вчера он изрядно проигрался другу в перышки, надо бы отыграться.Перышки - незатейливая игра. Металлические перья для написания вставлялись в ручку, окунались в чернильницу и можно начинать писать. Перья были разные под номерами в продаже в неограниченном количестве.Ребята придумали игру. Перо ложилось на плоскую поверхность. Необходимо было легким касанием другого пера опрокинуть лежащее на спину, а вторым касанием вернуть в первоначальное положение. Таким образом перышко считалось выигранным.
Игра затянулась до сумерек.. Лишь голос бабушки вернул Кольку в действительность:
- Ах ты, басурман! Уже спать пора ложиться, а он играет. Вам что уроков не задавали?
В душе Кольки похолодело. Уроки! На завтра каллиграфия, самый нелюбимый им предмет.. По всем предметам у него хорошо, а вот с каллиграфией завал. Ну не даются ему эти буковки и цифирьки в специальной тетрадки, которая называется "в три косых." Следует писать аккуратно - плавно, перо в верх - без нажима, вниз с нажимом. Да еще чернила непослушные - так и норовят с пера упасть каплей и образовать кляксу в тетради. Промокашка - это специальный листик пористой бумаги, которая впитывает чернила, у Кольки всегда в ходу. По количеству клякс он, наверное, рекордсмен в классе.А на завтра задали написать букву "Д".Две строчки прописные, две заглавные. Учительница, Зоя Григорьевна, в тетради по одной букве написала для образца.
Дома он с деловым видом уселся за стол, открыл портфель, запустил в него руку и замер. Даже лоб покрылся капельками пота от нехорошего предчувствия. Вынул руку с сумочкой для чернильницы, осколки которой поскрипывали в мешочке, а с него капля за каплей протекали чернила. Основная их масса осталась в портфеле. Тетрадь также частично залита чернилами. Удар по мячу прохожим оказался очень действенным..
Колька от расстройства едва не расплакался.. Он своим детским умом пытался выйти из положения.Чернильница разбита - полбеды. Есть пузырек с чернилами., завтра в школе его соседка Нина поставит свою. чернильницу на середину парты.А вот тетрадь... Имеется конечно новая, но ее нужно подписать, Но он еще не все буквы знает даже печатные, прописные только начали учить.
Колька открыл тетрадь. Она не вся залита чернилами. Место, для выполнения домашнего задания чистое. Он решился. Буквы получались корявые.Глаза слипались, пальцы едва держали ручку.Он уже домучил две строчки, когда с пера соскользнула крупная капля и опустилась прямо на написанные буквы.Колька от отчаяния всхлипнул, голова опустилась на стол.
Дедушка Тимофей зашел на кухню, где бабушка с чем-то возилась.
- Настя, укладывай уже этого башибузука в койку.
Бабушка оторвалась от дела:
- Да он еще уроки делает.
- Какие уроки. Спит на тетрадке.
* * *
Утром Колька поднялся в прескверном настроении. Как идти в школу с невыполненным заданием? Однако к удивлению его портфель был собран, внутри выстлан газетой, чтобы не пачкаться чернилами, к ручке привязан мешочек с чернильницей. А главное - новая , подписанная тетрадка по каллиграфии. Колька открыл ее. На него смотрели четыре строчки красивых букв "Д"
Удивленный он поднял глаза на бабушку:
- Ба! А как это?
- Как, как. Прибежала вчера Валька. Посмотрела, что ты натворил.Вот и исправила все. Чернильницу свою отдала. Она во вторую смену, успеет купить новую.
* * *
Зоя Григорьевна ходила между партами, смотрела в тетрадки учеников. Остановилась возле Кольки.
- Коля, смотри, как красиво написал. Ведь можешь, если постараешься.
Колька покраснел, но ничего не ответил.
Комментарии 1