В начале 1644 года дети боярские Тускарского и Обмятцкого станов совместно с монахами Курского Богородицкого монастыря подают царю челобитную, в которой просят освободить их от части сбора посопного хлеба (подать, выплачиваемая зерном) на текущий год из-за из бедственного положения после татарских набегов:
«Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьют челом богомольцы твои, государь, Пречистые Богородицы Курского монастыря строитель Варламище с братьею, да холопы твои, государь, курчане детишки боярские Тускорскаго и Обмецкаго стана. Испомещены мы, холопы твои, многие в тех в двух станах, как и город Курск стал. И грехом нашим почили быть приходы частые крымских людей, воюют ежелет нас, а поместьишка наши стали с прихода крымских людей на сакме. И в прошлом, государь, во 151 (1643) году приходили под Курск и в Курский уезд в те два стана татарове многие люди в одном лете трижды, и коши свои ставили в монастырской вотчине в деревнях, и воевали большою войною, церкви Божии осквернили, и престолы ободрали, а иныя церкви пожгли, и многих людей в полон поимали, а иных побили, села и деревни многия пожгли, а монастырскую вотчину заступницы нашей Пречистыя Богородицы выжгли всю до кола, жен наших, и детей, и крестьянишек, и людишек наших в полон поимали и побили, и хлеб весь ржаной и яровой потолочили, и остаточного пожать не дали, и впредь ко 152 (1644) году ржи сеять не дали грехом нашим всполохи частые. Покиня свои домишки, которые остались, живем в городе, а поместьишки наши стали на татарской сакме. А которая, государь, наша братья и детишки боярские остались без жен и без детей, и те, покиня свои кучанки, побрели по разным городам, потому платить твоего государева платежа ямских и стрелецких денег и отсыпного хлеба и под послов подвод некем и нечем, совсем разорены до конца. Милосердный государь, пожалуй нас, бедных и разоренных богомольцев и холопов своих, вели нам в своих государевых платежах польготить, как тебе, государь, Бог известит, и последним бы нам, холопам твоим, и бобылишкам нашим не разбрестись розно, и твоей бы службы не отбыть, и вели, государь, нашей бедности и разорение в двух станах, в Тускорском и в Обмецком, монастырской вотчинки и наших поместьишек дозрить своему государеву воеводе Ивану Филипповичу Стрешневу. Царь, государь, смилуйся, пожалуй».
В своём ответе на челобитную царь Михаил Федорович приказал курскому воеводе Ивану Стрешневу с «курского монастыря строителя Варлама с братьею и курчан детей боярских Тускарскаго и Обмецкаго станов помещиков… на нынешний на 152 (1644) год посопнаго хлеба двух третей имать не велел».
ИСТОЧНИКИ:
1. Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века, М.-Л., 1948, стр. 316-323.
2. 1645 г. Писцовая выпись о вотчине монастыря Курской иконы Божіей Матери в кн. Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете, 1896 г., Кн. 3 (178), V. Смесь, стр. 19-32.
3. Новомбергский Н.Я. Очерки внутреннего управления в Московской Руси XVII столетия: Продовольственное строение, т. 1, 1914 г., стр. 25-27.
Комментарии 1