ХРАМ МИНАКШИ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ИНДИИ
#МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs
Храм Минакши Амман, также известный как храм Минакши-Сундарешвара, является одним из старейших и наиболее важных храмов Индии. Расположенный в городе Мадурай храм имеет большое мифологическое и историческое значение.
Комплекс представляет собой закрытую территорию с башнями, прудом и другими помещениями. Всего здесь насчитывается 14 башен (гопурам) разной высоты и этажности. Все гопурамы храма Минакши целиком покрыты тысячами мелких скульптур. Цветные изваяния изображают Шиву и Парвати, других божеств, демонов, мужчин и женщин, животных, жрецов и пр. Количество скульптур превышает 33 тысячи. На первый взгляд кажется, что все фигуры похожи, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что копий нет совсем. Каждая скульптура оригинальна.
Кроме гопурам внутри храма располагаются две позолоченные башни (вимана), по форме они напоминают павильоны. В виманах хранятся важнейшие святыни Минакши Амман: изображение богини Парвати и скульптура Шивы. Обе фигуры ежедневно проходят обряд омовения в Пруду золотой лилии. Водоем расположен возле главного входа (у восточных ворот). Паломники и прихожане верят, что омовение в пруду храма Минакши смывает все, даже самые тяжкие грехи.
Храм упоминается в ранней тамильской литературе, в частности, в поэме «Повесть о браслете» или «Шилаппадикарам» (V-VI вв.). История создания храма Минакши овеяна романтической легендой.
Считается, что Господь Шива принял облик Сундарешвара (красавца) и женился на Парвати (Минакши) на том месте, где сейчас находится храм.
Согласно легенде, Минакши вышла из «яджны» (священного огня) трехлетней девочкой. «Яджна» была проведена царем по имени Малаядваджа Пандья вместе со своей женой Канчанамалай. Поскольку у королевской четы не было ребенка, король вознес молитвы Господу Шиве, прося его даровать им сына. Но, к их ужасу, из священного огня вышла трехгрудая девушка. Когда Малаядваджа и его жена выразили беспокойство по поводу ненормальной внешности девушки, божественный голос приказал им не беспокоиться об этом. Им также сообщили, что третья грудь девочки исчезнет, как только она встретит своего будущего мужа. Успокоенный царь назвал ее Минакши и со временем короновал как свою преемницу.
Минакши правила древним городом Мадурай, а также захватывала соседние царства. Легенда гласит, что она даже собиралась захватить Кайлаш, обитель Господа Шивы. Когда Шива появился перед ней, третья грудь Минакши исчезла, и она поняла, что встретила свою половинКу. Шива и Минакши вернулись в Мадурай, где состоялась их свадьба. Говорят, что на свадьбе присутствовали все боги.
История храма Минакши восходит к I веку до нашей эры, и ученые утверждают, что он такой же древний, как и сам город. Говорят, что Кулашекарар Пандьян, царь, правивший династией Пандьянов, построил храм в соответствии с указаниями, данными ему во сне Господом Шивой. Несколько религиозных текстов, относящихся к I-IV векам до нашей эры, рассказывают о храме и описывают его как центральное сооружение города. Однако храм был разрушен захватчиками и восстановлен в его нынешнем виде в XVI веке.
Храм был расширен в конце XVI-начале XVII века Вишванатхой Наякаром, королем из династии Наяка. По мнению исследователей, при восстановлении храма правители династии Наяка придерживались архитектурного стиля «Шилпа Шастра» – это свод архитектурных законов, содержащихся в древних текстах.
Храм был еще раз расширен Тирумалаем Наяком, который правил Мадураем с 1623 по 1655 год. Во время его правления было построено множество «мандапамов» (залов с колоннами). Затем храм расширяли многие последующие правители Наяка до прихода британской Ост-Индской компании.
Во время британского правления храм снова пришел в упадок, и некоторые его части были разрушены.
В 1959 году тамильские индусы начали реставрационные работы, собирая пожертвования и сотрудничая с историками и инженерами. Храм был полностью восстановлен в 1995 году.
Внутри храм Минакши состоит из десятка больших колонных залов, небольших комнат, коридоров и хозяйственных помещений. Из наиболее примечательных можно выделить следующие.
1. Зал 1000 колонн (Айираккал Мандапа).
В огромном зале насчитывается 985 колонн с богатым декором. Как и в оформлении башен храма Минакши, здесь присутствуют тысячи фигур из индийской мифологии. Поскольку зал посвящен богу Шиве, его изображении тут очень много.
2. Коридор Попугаев (Киликунду Мандапам) — колонный зал был построен в 1623 году. В нем содержали попугаев, умевших говорить слово «Минакши». Сегодня в коридоре попугаев проходят танцевальные мероприятия в честь богов. Украшает помещение скульптура Яли — мифического существа.
3. Зал Камбатади Мандапам также посвящен Шиве. В комнате экспонируются восемь скульптур, изображающих бога в разные периоды жизни.
4. Зал Восьми богинь (Ашта Шакти Мандапам). Посетители увидят изваяния богини Шакти, статую Махатмы Ганди и других исторических личностей.
5. Зал храмового дерева (Kамбатади Мандапам). Здесь рассказывается о священном быке Нанди, соревновании Шивы и Кали.
6. Зал Пудумандапам (Васанта Мандапам) представляет собой коридор со 124-мя колоннами, на которых вырезаны сцены из жизни Минакши и Шивы (свадьба богов, бытовые зарисовки).
В храме Минакши часто проходят праздники. Один из самых красочных — это фестиваль Читирай (Chithirai Festival), посвященный союзу Парвати с Шивой. Празднуется он в марте—апреле, на протяжении целого месяца. Мероприятие включает ряд обязательных церемоний: поднятие священного флага над храмом Минакши, обряд коронации Парвати и ее провозглашение королевой Мадурая, встреча с Шивой и свадьба.
Фестиваль Читирай — яркое событие, привлекающее не только паломников, но и тысячи туристов. В течение месяца в Мадурай ежедневно проходят музыкальные и танцевальные шествия, устраиваются концерты и театрализованные выступления. Святыни выносят из храма и катают на золотой колеснице, запряженной слоном, а затем помещают на плоты и провозят по реке.