Из анализа текстов Младшей Эдды
(автор : Уильям П. Ривз)
(окончание... начало вчера)
В этом контексте Снорри рассказывает нам о Бифросте и о том, куда он ведет:
Gylfaginning 13: Тогда сказал Ганглери: «Какой путь на небеса с земли?» Тогда Харр ответил и громко рассмеялся: «Это неразумный вопрос; разве тебе не говорили, что боги построили мост от земли до небес, называемый Биврёст? Ты, должно быть, видел его; может быть, ты называешь его радугой».
Gylfaginning 15: XV. Тогда сказал Ганглери: «Где главный центр или святое место богов?» Харр ответил: «Это у Ясеня Иггдрасиля; там боги должны вершить суд каждый день». ... Третий корень Ясеня стоит на небесах; и под этим корнем находится колодец, который очень свят, что называется Колодцем Урдр; там боги вершат свой суд. Каждый день асы едут туда через Биврёст, который также называется Мостом асов.
Gylfaginning 17: «Ты знаешь много новостей о небесах. Какие главные обители есть там, кроме Источника Урдр?» Харр сказал: «Много там мест, и славных. Одно из них называется Альвхейм, где обитают народы, называемые Светлыми Эльфами; ...И там же есть обитель, называемая Брейдаблик [дом Бальдра] ...Там же есть и обитель, называемая Глитнир [зал Форсети] ...Там же есть и обитель, называемая Химинбьёрг [зал Хеймдалля]; она стоит на краю небес у моста, в том месте, где Бифрёст соединяется с небесами. Там есть еще одна великая обитель, которая называется Валаскьяльв; Один владеет этим жилищем; ...и в этом зале находится Хлидскьяльв, так называемое высокое место. Всякий раз, когда Всеотец сидит на этом месте, он обозревает все земли.
Итак, помимо своего суда на Земле, асы устанавливают второй суд на небесах около источника Урд. Это место считается «святым». Похоже, что эта концепция основана на реальном Тинге, где люди ежегодно собирались, некоторые после долгого путешествия, и устанавливали временные убежища на время Тинга. Асы покинули свои дома в Асгарде, поднялись «вверх» по радуге и теперь прибывают к источнику Урд на небесах. Здесь мы находим несколько дополнительных топонимов, взятых из Гримнисмаля. Мы находим дом Альвов, а также чертоги Бальдра и его сына Форсети, которые известны как превосходные судьи, а также дом Хеймдалля, который, как прямо говорится, находится на небесах, что отличает их от Асгарда, который, по словам Снорри, находится на земле. Один устанавливает сторожевую башню с высоким троном, с которого он может шпионить за всем миром. Однако это не его дом, поскольку он ежедневно приезжает сюда на Слейпнире и, предположительно, каждый день возвращается домой в Асгард на Земле, согласно Снорри, который перефразирует и цитирует свой источник этой информации.
Gylfaginning 15: Третий корень Ясеня стоит на небесах; и под этим корнем находится колодец, который очень свят, что называется Колодцем Урдр; там боги вершат свой суд. Каждый день асы едут туда через Биврёст, который также называется Мостом асов. Вот имена коней асов: Слейпнир - лучший, который принадлежит Одину; у него восемь ног. Второй - Гладр, третий - Гюллир, четвертый - Гленр, пятый - Скейдбримир, шестой - Сильфринтоппр, седьмой - Синир, восьмой - Гисль, девятый - Фалхофнир, десятый - Гулльтоппр, одиннадцатый - Леттфети. Конь Бальдра был сожжен вместе с ним; и Тор идет на суд.
Очевидно, эта информация взята непосредственно из Grimnismal 29-30, где говорится, что боги едут «каждый день», «чтобы вершить суд» у источника Урд. По мнению Снорри, в котором боги — это люди, это поездка «вверх» по радуге, с земли на небеса. Это поездка из классического города Трои (или его параллельного города Сигтуна в Швеции) на небеса. В качестве доказательства этого Снорри возвращается к той же теме в конце Gylfaginning, как это делает Вёльспа:
Gylfaginning 53: «В то время земля выйдет из моря и станет зеленой и прекрасной; тогда ее плоды будут принесены не посеянными. Видар и Вали будут жить, поскольку ни море, ни огонь Сурта не причинят им вреда; и они будут жить на равнине Ида, где прежде был Асгард».
Итак, вот вам и все, когда «земля» поднимется из моря после Рагнарёка, Видар и Вали будут населять равнину Ида (Итаволл), где когда-то стоял Асгард. В тексте Снорри Асгард — это земной город, либо Троя в Туркланде, либо ее копия в Швеции, а Идавеллир (Итаволл) — это земные поля. Снорри последовательны в этом вопросе на протяжении всей своей Эдды.
Но может ли это быть тем, что на самом деле имели в виду языческие скальды, которые составили Гримнисмал 29 и 30? Хотели ли они сказать, что человеческие «боги» жили на земле и ежедневно отправлялись на небеса, чтобы вершить суд возле святого источника, возле дерева с корнями на трех разных планах? Действительно ли языческие скальды, которые составили Прорицание Вёльпы, и их слушатели верили, что Идавеллир, который существовал в начале и вернется в конце времен, был найден на земле? Если они верили, что Асгард находится на небесах (а я верю, что они верили), зачем богам Бифрост, чтобы отправиться в другую часть небес, чтобы устроить суд, когда у них есть один в Асгарде? И если Асгард и колодец Урд оба находятся на небесах, как Бифрост может все еще связывать небо и землю?
Сам Снорри до самого конца постоянно сообщает нам, что все это иллюзия и ничего не значит:
Gylfaginning 54: Вслед за этим Ганглери услышал великие шумы со всех сторон; и затем, когда он осмотрелся вокруг себя, вот, он стоит снаружи на ровной равнине и не видит там ни зала, ни замка. Затем он пошел своим путем и вернулся домой в свое королевство, и рассказал те вести, которые он видел и слышал; и после него каждый человек рассказывал эти истории другому ... с тем, чтобы, когда пройдут долгие века, люди не сомневались в этом. ...Там Тор был так назван, .. и ему приписываются те могущественные дела, которые Гектор совершил в Трое. Но таково верование людей: что турки рассказали об Улиссе и назвали его Локи, потому что турки были его величайшими врагами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Так что же нам со всем этим делать? Кто здесь прав? Первоначальные языческие источники или объяснения их Снорри Стурлусоном более чем через 200 лет после христианского разговора на его родине? Довольно очевидно, что популярные книги и ученые за последние 300 лет приняли слова Снорри как точные, даже если они не следуют за ним и не помещают Асгард на землю. «Но это всего лишь христианское изобретение», — скажут они, — «мы все знаем, что Асгард находится на небесах», а затем просто произвольно вернули его туда, не принимая во внимание последствия для остальной части текста Снорри. Сделав это, ученые нарушили внутреннюю логику рассказа Снорри и еще больше запутали весь вопрос. Теория локальных вариаций и локальных версий религии выросла из этой предпосылки, чтобы объяснить очевидные противоречия, которые возникают из современного подхода. Вместо этого нам следует задаться вопросом: если Асгард не на земле, то действительно ли колодец Урд находится на небесах, и действительно ли корни Иггдрасиля разбросаны по трем разным плоскостям??? Если рассматривать их вместе, независимо от Эдды Снорри, то эддические поэмы рассказывают другую историю.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев