#Ассирийская_Церковь_Востока #АЦВ #Учение_История_Традиции
Восточная церковь в орбите интересов
западных миссий.
📌ИСТОЧНИК: Н. Селезнев, Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк., М., 2001, с. 69 – 79
Распад и раздел в 19 в. Османской империи привлек к Ближнему Востоку пристальное внимание Западных держав. Это повлекло за собой активизацию миссионерской деятельности. Основными миссиями были: католические (итальянские, испанские и французские доминиканцы в Месопотамии и лазаристы в Перси), американские протестантские, германские лютеранские , англиканская миссия архиепископа Кентерберийского, и наконец, российская православная.
Начало американской миссии датируется 1834 г., когда Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям основал миссию в Урмии. В 1855 г. появились первые «ассиро-халдейские протестанты». В 1870 г. Урмийская миссия была передана в ведение пресвитериан. С этого времени она переживает стремительное развитие – основываются многочисленные школы, открывается медицинский центр с колледжем, организуется публикация периодических изданий.
Англиканская миссия началась в 1842 г. с отправки архиепископом Кентерберийским доктора Перси Бэджера к Ассирийскому католикосу в КУдшанис, чтобы оказать ему помощь в деле образования. В 1886 г. миссия обустроилась в Хаккяри. Был открыт ряд школ, а также колледж для священников и диаконов. Главным же успехом англиканской миссии было действительное открытие Церкви Востока, чрезвычайно значимое для всего западного мира. Англикане сумели преодолеть ставшие общепринятыми в среде западных богословов предубеждения относительно Ассирийской Церкви и пренебрежительное отношение к ее наследию. Вскоре после начала великой войны архиепископ Кентерберийский объявил о прекращении ее деятельности.
Лютеранская миссия работала в связи с англиканской. В 1881 г. два Ассирийских священника, один из которых прежде совершил путешествие в Германию, стали связующим звеном между лютеранской церковью и некоторыми Ассирийцами. Вскоре в Урмии была основана германская евангелическая Ассоциация, был организован издательский центр, открыт приют. Но влияние этой миссии было минимальным.
Начало русской миссии было связано с приходом в Урмию в 1828 г. русских войск. Переговоры с представителями иерархии, начавшиеся в 1859 г., завершились «присоединением» 25 марта 1898 г. части Ассирийцев во главе с митрополитом Иоанном Сипурганским к Русской Православной Церкви. В Российской империи видели заступника от местных притеснителей. В некоторой мере расчеты обеих сторон были оправданы, но внутреннее положение дел в миссии было более чем удручающим. В действительности реальных плодов эта миссия не оставила, а дальнейший ход политических событий свел на нет и практические достижения миссии.
Среди католических орденов, организовавших миссии на Востоке, выделялись лазаристы и доминиканцы. Присутствие лазаристов в странах, лежащих к востоку от Средиземного моря восходит к первой половине 18 в. До них в Персии находились кармелиты, иезуиты и капуцины. В 1840 г. лазаристами был открыт центр в селении Хосрава, названный «малым Парижем». Несколько позже был создан центр в Урмии. Накануне Великой войны у них в Персии было шесть центров. В сотрудничестве с другими конгрегациями они поддерживали образовательные программыв своих школах, содержали приют и медицинский центр. Образовательная деятельность была для лазаристов основной и имела немалый успех.
Присутствие доминиканцев на Востоке возобновилось в середине 18 в. В 1750 г. два итальянских доминиканца были отправлены в Мосул, который впоследствии стал центром доминиканской миссии. В 1840 г. миссия доминиканцев утвреждается в Мосуле, чему способствовало рождение в 1830 г. «Халдейской» Церкви. В 1878 г. они открывают «сиро-халдейскую» семинарию св. Иоанна. Рост Халдейской Церкви и развитие доминиканской миссии шли параллельно. К 1889 г. насчитывалось уже семь халдейских епархий, а миссионеры присутствовали в нескольких османских вилайетах. Но хотя доминиканская миссия была достаточно успешна в Мосульской долине, она не принесла никаких плодов в среде неприступных горцев, пожелавших остаться верными своему Патриархуи своей Церкви. Тесная связь миссии с Халдейской Церковью позволила ей пережить политические потрясения ХХ в. Сильно сократившаяся община доминиканцев продолжает существовать в Ираке и по сей день.
НА ФОТО: Официальная эмблема Святой Соборной Апостолькой Ассирийской Церкви Востока
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев